Как же нас перекосило. Коэффициент эксплуатации и остатки ручного управления в Удмуртии

Дмитрий Манылов

Пожалуй, основной тенденцией последнего времени, отраженной в проекте бюджета Удмуртии на 2017 год и плановый период до 2019 года, стал разрыв между поступлениями по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Поскольку прибыль определяет размер вознаграждения собственников, а НДФЛ зависит от фонда заработной платы наемного персонала, то соотношение этих двух ключевых налогов можно было бы назвать коэффициентом социальной справедливости в обществе.

Ручное управление все же лучше, чем никакого. Фото: foodman8888.appspot.comВ условиях, когда этот коэффициент резко падает, властям приходится включать режим ручного управления доходами. Само по себе это, конечно, не особенно радует, поскольку резко возрастает влияние субъективных факторов, но в условиях всеобщего развала остатки влияния властей на крупнейших налогоплательщиков все-таки сглаживают ситуацию.

Больше 500 не вернем

«Встречаемся, разговариваем, слушаем их пожелания, понимаем их проблематику, содействуем в решении каких-то вопросов, они нас слышат и увеличивают налоговые платежи» — так министр финансов Удмуртии Станислав Евдокимов прокомментировал «ДЕНЬ.org» технологию работы с крупным бизнесом по наполнению доходной части бюджета. Взаимодействие построено в рамках Совета при главе Удмуртии по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета. В этом году взаимопонимание удалось достичь в первую очередь с «Белкамнефтью». Это предприятие вышло на первое место в списке крупнейших налогоплательщиков республики, потеснив «Удмуртнефть», и, по словам Станислава Евдокимова, будет возглавлять список и дальше. Кстати, дело здесь не в резком увеличении объемов добычи, а в изменении учетной политики предприятия.

Заседание Совета при главе Удмуртии по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета. Фото: пресс-служба главы и правительства Удмуртии.Директор захотел — бухгалтер сделал — такая ситуация не может быть стабильной. Республиканские чиновники это тоже понимают — в бюджетном прогнозе на долгосрочный период, представленном депутатам вместе с проектом бюджета, эти риски предусмотрительно зафиксированы, как и риски изменения конфигурации налоговой системы России, которая начинает бродить в финансовых кругах, как в свое время призрак коммунизма по Европе.

Самый главный сюрприз нового бюджетного года для нашего правительства — это возвраты по налогу на прибыль, они могут нанести по текущей сбалансированности бюджета весьма чувствительные удары. В Минфине Удмуртии прогнозируют, что в 2017 году сумма возвратов составит не более 500 млн рублей. По мнению Станислава Евдокимова, это дежурная ситуация. Тем не менее налог на доходы физических лиц существенно стабильнее и его снижение по сравнению с налогом на прибыль — это не только антисоциальный процесс, но и признак бюджетной неопределенности.

На этот раз выручила «Белкамнефть». Фото: пресс-служба главы и правительства УРСдвиг в сторону собственников

Фактически по итогам прошлого года в бюджете Удмуртии налог на прибыль превышал НДФЛ, взимаемый с наших зарплат, на 12,9%. В консолидированном бюджете республики, с учетом муниципальных бюджетов, куда тоже поступает часть НДФЛ, налог на прибыль существенно уступал, его поступления составили только 77,6% от налога на доходы жителей Удмуртии.

В этом году ситуация кардинально изменилась: по данным о фактическом исполнении консолидированного бюджета Удмуртии за первое полугодие и за 9 месяцев 2016 года, налог на прибыль вышел вперед (126% к НДФЛ на 01.07.2016 и 115% к НДФЛ на 01.10.2016). В республиканском бюджете его лидерство уже безоговорочно, по факту он стабильно превышает налог на доходы граждан больше чем на 50%. В представленном недавно на депутатских слушаниях проекте бюджета УР на 2017 год соотношение несколько смягчено (144%), но тем не менее порядок цифр уже совершенно иной, чем по факту прошлого года.

Уже в начале года на итоговой коллегии УФНС России по Удмуртии заходила речь о том, что ситуация со сбором налогов требует «ручного» вмешательства. Фото: ijevsk.bezformata.ruЭто означает, что, несмотря на то, что с момента начала падения нефтяных цен прошло уже очень много времени, выпадающие доходы федерального бюджета до сих пор компенсируются фактической заморозкой номинальных значений зарплат и других социальных обязательств. В реальном выражении они, естественно, падают по мере роста инфляции. На прошедших недавно депутатских слушаниях по проекту бюджета и прогнозу социально-экономического развития Удмуртии на ближайшую трехлетку министр экономики УР Михаил Зайцев сделал по поводу снижения инфляции в этом году довольно смелое замечание, на которое редко решаются чиновники федерального уровня. «Существенное влияние на замедление инфляции оказывает эффект высокой базы прошлого периода», — сказал он.

Несмотря на регулируемую норму прибыли в рамках госзаказа, ИЭМЗ «Купол» вошел в тройку крупнейших налогоплательщиков Удмуртии. Фото: пресс-служба главы и правительства УРЭто можно назвать эффектом не хрупкого, по Алексею Улюкаеву, а мягкого дна: мы провалились в яму, на дне которой нас встретила рыхлая земля. Теперь мы продолжаем проваливаться, только падение после встречи с дном, естественно, несколько замедлилось. При этом по отношению к поверхности земли мы все равно продвигаемся все ниже и ниже.

Длительное, можно сказать, что уже многолетнее пребывание в этой яме порождает совершенно новые структурные взаимоотношения в экономике. Мало того что меняется список крупнейших налогоплательщиков Удмуртии, темпы поступлений по разным видам налогов могут отличаться уже на десятки процентов — меняется сама система взаимоотношений экономических субъектов. Поэтому не зря в бюджетном прогнозе упомянуты риски изменения конфигурации налоговой системы, на наших глазах назревают поистине тектонические сдвиги.

Судя по подготовленной Минфином Удмуртии к депутатским слушаниям по проекту бюджета на ближайшую трехлетку брошюре «Бюджет для граждан», возврат к трехлетнему планированию снова обернулся карикатурой. Если отнестись к этому документу серьезно, то можно ужаснуться тому, до какой степени... Читать далее...Например, заметно снижается роль банковского сектора в перераспределении финансовых ресурсов. Правительство и Центробанк постоянно говорят о необходимости вовлечь средства на депозитах и вкладах граждан в инвестиционный оборот, в первую очередь через облигации, федеральные и корпоративные. Пока это не получается, возникают даже предложения обложить дополнительным налогом проценты по вкладам, не с материальной выгоды от превышения депозитной ставки над зафиксированным уровнем, как сейчас, а со всех полученных вкладчиком процентов.

Видимо, тектонические сдвиги неизбежны и в 2018 году мы действительно ощутим себя в новой реальности, о которой упоминал в программной статье Дмитрий Медведев. Лишь бы она не обрушилась на нас как обух на голову в известной поговорке.