Город, которого больше нет

Анна ВАРДУГИНА

В галерее «Грифон» открыта очередная выставка, посвященная «уходящей натуре» старого Ижевска. Художники и коллекционеры региона при помощи искусства пытаются сохранить прошлое города, который стремительно меняет свой облик.

На улице Красногеройской. Василий Жарский. 1970 год

Искусство отвечает на социальные явления быстрее и вернее публицистики, исторической или статистической науки, потому что реагирует не на цифры и самые крупные события, а откликается на легчайшие нюансы в мироощущении современников. «Ижевск меняется», - заявляет официальная муниципальная программа. Градостроители отчитываются о возведении тысяч квадратных метров новых высоток. Кажется, что прежний город исчезает необратимо. Но оказывается, что художники, которые с особой чуткостью вглядываются в облик города одно десятилетие за другим, уже написали портреты его исчезающих или преобразившихся улиц – написали такими, какими они уже никогда не будут.

И чем стремительнее меняется Ижевск, тем настойчивее художники напоминают нам, каким он был – сто лет назад или совсем недавно, в конце 20 века. Мы едва успеваем запоминать, где на месте старых бараков или частных деревянных домов появляются новые стеклобетонные торговые центры, автозаправки или микрорайоны типовых панельных многоэтажек. Тем важнее сохранить в памяти силуэты старых домов, настроение тихого заводского города, настаивают художники. И пишут старый город по фотографиям, по собственным воспоминаниям или реконструируя городские пейзажи по старинному генплану и сохранившимся зарисовкам. Или достают с антресолей мастерских картины, написанные во второй половине 20 века с натуры.

 

Тенденция

Не заметить возвращение старого Ижевска в художественную реальность города невозможно. Только с начала этого года состоялись три выставки, на которых был представлен тот город, которого больше нет. График Александр Кокорин представил свою персональную выставку видов старого Ижевска первой половины-середины 20 века, написанных нефтью. Художник, родившийся в 1943 году, большинство работ написал по памяти, и судя по точности зарисовок, она у него фотографическая. Живописец Валентин Белых в рамках вернисажа современных художников Удмуртии представил в ВЦ «Галерея» масштабные полотна, посвященные Ижевску конца 19-начала 20 вв. На этих картинах улица Базарная (нынешняя ул. Горького) предстает во всем блеске новых, еще не тронутых временем фасадов купеческих особняков, а на том месте, где сейчас стоит Национальная библиотека им. Ленина, возвышается изящная светлая церковь. Чтобы добиться исторической достоверности, художник сверялся со старыми фотографиями и строительным планом города.

В центре Ижевска. Василий Жарский. 1954 год 

Портреты города

В настоящее время тема ностальгии по ушедшему Ижевску продолжается выставкой «Забытый Ижевск. Город, который мы потеряли», объединяющей многих ведущих художников региона. Все живописные и графические работы, представленные на выставке (а их несколько десятков), предоставлены коллекционером Дмитрием Тетериным, который уже много лет собирает «портреты» Ижевска и именно сейчас ощутил необходимость обратить внимание современников на то, как изменилось лицо города. «Импульс к созданию выставки был вызван тем, что в последние не то что годы, а месяцы стал происходить массовый снос старого Ижевска», - подтверждает коллекционер.

Улица Вадима Сивкова. Василий Жарский. 1956 годВсе полотна в его коллекции отличает одна особенность: они написаны с натуры и представляют Ижевск именно таким, каким он был в 1950-1990 гг. Некоторые уголки города попадали в поле внимания художников в разные десятилетия, и представленные рядом, эти полотна убедительно демонстрируют, как из деревянного поселка с разбитыми глиняными дорогами Ижевск шаг за шагом превращался в панельно-промышленный центр. Некоторые дома буквально застигнуты в момент их создания: среди старых бараков поднимаются первые этажи будущей высотки, строительный кран тащит вверх очередную панель. Сейчас, узнавая в этой новостройке уже облупившуюся «хрущевку», испытываешь те же чувства, что при взгляде на младенческое фото человека, которого всегда знал немолодым.

Сам Дмитрий Тетерин – не ижевчанин. Свою коллекцию он начал создавать после того, как переехал в столицу Удмуртии из Петербурга. Но и каждый посетитель выставки должен ответить себе на непременно возникающие вопросы – мой ли это город, узнаю ли я его, чувствую ли свое сродство с этими старыми улочками и домами?

 

Связь поколений

Оказалось, преемственность между «новым» Ижевском и «старым» чувствуется безошибочно. Люди среднего возраста и старшего поколения смотрят на эти картины с узнаванием, без подсказки на подписях угадывая дворы и улицы своей юности. Молодые люди особенно остро понимают, что не с них этот город начался и не ими закончится. «Большинство картин написаны еще до моего рождения, и на них изображен Ижевск, в котором я не жила. - Говорит 25-летняя ижевчанка Алиса. - Собранные вместе, эти картины подтверждают, что город был совсем другим. Но это очень интересно – смотреть на изображение улицы, которую ты хорошо знаешь, и угадывать, что изменилось, а что сохранилось за полвека. И невольно задумываешься, как город будет преображаться дальше, что появится, например, на месте снесенных старых домов в центре, на улице Маркса. У нашего поколения уже тоже есть история потерянного Ижевска».

Улица Ленина. Виктор Котляров. 1986 годИсторик, летописец Ижевска и Удмуртии Сергей Жилин подводит итог: «Не заметить концентрацию «ностальгической» живописи в последнее время, конечно, невозможно. Видимо, мы стоим перед новым этапом в жизни города, - и в жизни страны и общества тоже. Разговор о прошлом города не был бы так востребован, если бы эта тема не усиливалась общим ощущением приближающихся перемен. Прежде чем шагнуть в новую эпоху, всегда появляется потребность оглянуться назад. Только так можно перейти в новое время не иванами, родства не помнящими, а сохранить эмоциональную и историческую связь с отцами и дедами. Кроме того, обращение к прошлому Ижевска – это и желание вспомнить то время, когда мы были частью единого человеческого сообщества. Сейчас, из времени, когда все разобщены, все сами по себе, вглядеться и залюбоваться старым городом – это еще и шаг том, чтобы снова попытаться быть открытым, жить сообща. Поэтому интонация выставки в «Грифоне» – не тяжелая тоска, а светлая печаль по потерянному нами».

Выставка продлится до 7 апреля, и уже сейчас на нее приходят целыми классами школьники Ижевска. Кажется, старый Ижевск все же не потерян.