Пробить пробку через другое место

Вадим ГЛУХОВ

Автомобильные пробки - одно из бедствий современных городов. Не минула чаша сия и столицу Удмуртии.

Что же приводит к появлению автомобильных пробок? Традиционным будет ответ – плохие дороги. Все так и не так одновременно.

Есть такое понятие «пропускная способность дороги», то есть, сколько автомобилей могут по ней проехать за единицу времени. Так вот, чтобы не было пробок, надо в первую очередь бороться за увеличение пропускной способности дорог. И под это должна быть заточена вся наша автодорожная тематика. Главное правило хорошей пропускной способности автодороги -  это равномерный темп движения с одинаковой скоростью.

Однако на дорогах города все делается с точностью наоборот.

В начале марта этого года Администрация г. Ижевска опубликовала перечень дорог, подлежащих ремонту в 2015 году. В этот список попал Копровый проезд от ул. Автозаводской до ул. Воткинское шоссе. Действительно, дорога эта находится в плохом состоянии. Важность её велика, т.к. она связывает район Автозавода и Старого аэропорта с Воткинским шоссе, вдоль которого расположены многочисленные производственные базы и предприятия, а также это выезд из города в сторону г. Воткинска и федеральной трассы Е22, связывающей нас с Пермским краем.

Утром и вечером здесь всегда автотранспорт стоит в заторе. С уверенностью заявляю, что ремонт этой дороги результата не даст, а наоборот только усугубит дорожную обстановку.

По Копровому проезду на отрезке в 200 метров проложены ПЯТЬ железнодорожных переездов, которые находятся в ужасающем состоянии. Едет автомобиль со средней скоростью 50-60 километров в час, а чтобы не разбить подвеску, притормаживает перед переездом и проезжает его на скорости 5-10 км. в час. Не успев разогнаться, вынужден тормозить на следующем переезде, и так пять раз. Следующим за ним автомобилям приходится также резко тормозить. Чтобы не попасть в аварию, соблюдая дистанцию, водителю необходимо заранее сбрасывать скорость и притормаживать. И даже небольшой трафик автотранспорта по этому участку дороги приводит к затрудненному движению со скоростью не больше 10 километров в час.

Таким образом, независимо от дорожного полотна, пробка на Копровом проезде будет всегда! Более того, сейчас дорога там вся разбита и автомобили, въезжая на эту дорогу сразу едут медленно, но равномерно, и, следовательно, резко не тормозят перед переездом. Даже при небольшой, но равномерной скорости автомобильного потока, пропускная способность дороги гораздо выше.

Скажут, что я не прав, т.к. при ремонте дороги заодно заасфальтируют и сами ж/д переезды. Вот именно заасфальтируют. Но постоянная вибрация железнодорожного полотна приведет к тому, что уже через месяц асфальт рассыплется, образуя глубокие ямы в местах сопряжения с рельсами.

Что делать?

В идеале надо заставить железную дорогу построить эстакаду над всеми пятью переездами. Но дело это долгое и не сегодняшнего дня. Сейчас можно улучшить ситуацию другим способом. Из пяти переездов один давно заброшен и не эксплуатируется, два других используются крайне редко. Чаще используют только другие два переезда. Надо разобрать переезды, которые не используются, и которые используются крайне редко. Оставшиеся переезды отремонтировать с применением современных технологий.

В настоящее время разработаны и успешно эксплуатируются так называемые системы интегрированного железнодорожно-автодорожного покрытия. Это такая сборная тяжеловесная железобетонная плита с рельсовыми каналами, в которых рельсы крепятся при помощи эластичного полиуретанового крепления. Такой одной плитой ж/д переезд можно отремонтировать всего за один день. И только после этого можно приступить к капитальному ремонту проезда Копрового. А иначе – деньги на ветер, без видимого результата.

Вторая проблема - это избыток в городе светофоров. С увеличением автомобилей, проехать через многие нерегулируемые перекрестки и выезды стает все сложнее. Дорожные власти устанавливают на них светофоры. Решая одну проблему, фактически усугубляют другую, т.к. пропускная способность главной дороги в целом падает. К примеру, на улице Ленина от остановки "Ул.Бабушкина" до кардиоцентра, на промежутке примерно в 400-500 метров расположили пять светофоров и несколько нерегулируемых пешеходных переходов. В результате пропускная способность автодороги снизилась в разы. По утрам здесь всегда автомобильная пробка. Светофоров наставили столько, что они сейчас становятся главными виновниками заторов.

Во всем мире, в том числе и у наших соседей в Татарстане, Пермском крае и Башкортостане вопрос решают так: вместо перекрестков со светофорами строят автомобильные развязки, вместо пешеходных переходов – надземные и подземные переходы.

Ответьте на один вопрос. Сколько за последние 25 лет в  Ижевске было построено автомобильных развязок, подземных и надземных переходов? Правильно! Ни одного!!! Все имеющиеся подземные переходы построены при Советской власти.

Что еще можно сделать, чтобы улучшить пропускную способность дорог?

Вот понаставили у нас везде аппаратно-программные комплексы «Автоураган». Их задача автоматически штрафовать автомобилистов за нарушении стоп-линии. Понятно, что пропускную способность автодорог они не увеличивают, а только помогают наполнить деньгами чей-то карман. А вот если бы эти комплексы отслеживали автомобильные потоки в режиме реального времени и с учетом этого регулировали работу светофоров, то количество пробок могли бы сократить значительно.

Еще один очень эффективный способ - это смещение времени работы различных учреждений и предприятий. Не надо, чтобы все трудящиеся ехали на работу к 9 часам утра. Какие-то организации должны начинать работу с 7-8 часов, а какие-то и в 10 часов. В таком же режиме и заканчивать её. Такой метод успешно применяют в Берлине и многих других европейских городах.

Еще один интересный момент. Когда в конце февраля этого года школы города закрыли на карантин в связи с эпидемией гриппа, то автомобилисты заметили, что по утрам стало гораздо свободней ездить по городу. Секрет прост. Родители не подвозили детей в школу. Соответственно, снизился трафик утреннего движения. В США есть такое правило: если ребенок живет на расстоянии более 500 метров от школы, то за ним приезжает школьный автобус. Думаю, и нам следует ввести его, т.к. один школьный автобус может заменить разом на дороге 20-30 легковых автомобилей. И для родителей будет огромная экономия времени.

Ну и последний момент. Это коррупция. За счет коррумпированных связей подставные фирмы, не имея ни мастерка, ни лопаты, выигрывают основные тендеры на строительство и ремонт дорог. Потом они на субподряд за копейки нанимают малограмотных гастарарбайтеров. Ну а те строят, как могут. Институтов-то они не кончали, да и не все в школе за партой сидели. Поэтому требовать от них каких-то новых технологий не приходится.