Мост привел в тупик. Сваи «от Волкова» и «от Питкевича» полетели в адрес главы Удмуртии Соловьёва

Дмитрий Манылов

Тревожное предчувствие по поводу перспектив камского моста усиливается. Похоже, что мост ведет в тупик. Генеральный подрядчик проекта — ООО «Мостострой-12» испытывает серьезные финансовые проблемы: только в октябре — ноябре этого года на сайте Арбитражного суда появилась информация об одиннадцати исках о взыскании его долгов.

Фото: skyscrapercity.comБолее того, появились серьезные обстоятельства технического характера, которые могут повлиять на ввод моста в эксплуатацию. Суть их состоит в том, что специалистами Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были выявлены отклонения от проектной документации, возникшие в ходе строительства мостов через Каму и Буй. Государственная экспертиза проектной документации по утверждению этих отклонений так и не проведена.

Чуть ниже мы рассмотрим, в чем, собственно, состояли эти отклонения, а сейчас заглянем в 2011–2012 годы, когда правительством Удмуртии были утверждены конкурсные условия, определен концессионер и подписано концессионное соглашение. Оставим в стороне такие обстоятельства, как то, что победителем конкурса по определению концессионера на строительство мостов стал его единственный участник — ООО «Региональная инвестиционная компания», то, что сам победитель, а также главный подрядчик строительства — ООО «Мостострой-12» контролировались офшорными фирмами из Кипра и Люксембурга.В компании «Мостострой-12» запустили обратный отсчет времени до окончания строительства мостов через Каму и Буй. Сглазили или пошутили? Фото: ms12.ru

Концессионер с пустыми карманами

Главная проблема состояла в том, что на момент победы в конкурсе ООО «Региональная инвестиционная компания» не имело четких договоренностей о финансировании. В результате, подписав 21 мая 2012 года концессионное соглашение, уже через месяц, 25 июня, власти Удмуртии были вынуждены заключить к нему дополнительное соглашение, предусматривавшее заключение договора страхования ответственности концессионера по соглашению не с даты подписания соглашения, как было в первоначальной редакции, а до даты его финансового закрытия. Это означает, что договор страхования ответственности концессионера при заключении соглашения представлен не был, и в конце июня чиновники, пойдя на поводу у Региональной инвестиционной компании, просто узаконили допущенное уже на старте проекта серьезное нарушение.

Договоренности о финансировании проекта должны были бы появиться намного раньше. Фото: s12.stc.all.kpcdn.netЭта привязка к дате финансового закрытия, а не к дате подписания соглашения привела потом к сдвиганию всех сроков строительства. В конкурсных условиях было определено, что объект концессионного соглашения, то есть мосты через Каму и Буй с подъездными путями, должен быть создан в течение 48 месяцев с момента заключения концессии. Паспорт инвестиционного проекта, утвержденный уже российским правительством в том же сентябре 2012 года, содержал поэтапный график реализации проекта. Согласно графику в 2012 году концессионер должен был реализовать 65% общего объема строительно-монтажных работ, в 2013 году — 81% и в 2014-м закончить стройку, провести госприемку объекта, зарегистрировать право собственности Удмуртии на имущественный комплекс автомобильного мостового перехода и начать его эксплуатацию.

Фото: terivan.wordpress.comЕсли бы проект реализовывался согласно этому плану, то строители успели бы завершить все работы до девальвации рубля конца 2014 года и сегодня мост бы уже эксплуатировался, имея все необходимые разрешения. Однако тот факт, что власти Удмуртии начали сотрудничать с Региональной инвестиционной компанией, не убедившись в том, что она располагает достаточными ресурсами для обеспечения своей доли финансирования проекта, предопределил сегодняшние проблемы. Финансовое закрытие по проекту состоялось только в сентябре 2013 года, то есть чуть больше чем за год до очередного экономического кризиса.

С вопросами об оценке качества исполнения проекта «ДЕНЬ.org» обратился к сенатору от Удмуртии Александру Волкову, который на момент подписания соглашения и в первые годы строительства был в республике высшим должностным лицом. Направив запрос по электронной почве, мы связались с помощником Александра Волкова Олегом Кролем, который пообещал, что к 15 ноября мы уже, возможно, получим ответ сенатора. Этот ответ послужит поводом продолжить раскручивать историю главного удмуртского проекта государственно-частного партнерства, поскольку в этой истории еще много подробностей, на которые стоит обратить внимание.Критический ком проблем по проекту накопился к концу 2014 года. Фото: ms12.ru

Что осталось от проектной документации?

Очевидно, что в этом проекте что-то пошло не так с самого начала, и потом долгое время отвечавшие за вопрос чиновники закрывали глаза на расхождения в сроках реализации, поддаваясь, вероятно, увещеваниям Александра Забарского, главного бенефициара со стороны концессионера. Помимо того, что при подписании концессионного соглашения власти Удмуртии не убедились в надежности гарантий финансирования со стороны частного партнера, они не отреагировали и на отклонения от проектной документации.

Факт этого отклонения подтвержден Арбитражным судом Удмуртской Республики при рассмотрении иска Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к ООО «Мостострой-12». Из материалов дела следует, что в июле этого года Ростехнадзором была проведена выездная проверка устранения нарушений по предписанию, выданному месяцем ранее. Выяснилось, что «Мостострой-12» даже не приступал к выполнению предписаний Ростехнадзора, в частности, указавшего на необходимость выполнения повторной государственной экспертизы проектной документации по строительству мостов.

Новый мост стал неплохой декорацией для паромной переправы, остающейся единственным законным способом попасть на тот берег Камы. Фото: скриншот из видеоролика группы ИГГС Сарапул в социальных сетях.Необходимость повторной экспертизы была вызвана очень серьезными отклонениями от первоначального проекта, допущенными в ходе строительства. Например, на некоторых опорах моста через Каму так называемое свайное поле выполнено строителями не из 18 свай, как было предусмотрено инженерным проектом, а только из восьми, причем изменен и диаметр свай — 1,2 метра вместо 1,5. Выполнен ряд вертикальных свай взамен наклонных.

В решении Арбитражного суда УР отмечено также, что часть пролетных строений вместо балочных из сборного железобетона выполнены из балочных металлических конструкций. Изменена высота пролетных строений моста через Каму. Совершенно иной в рабочей документации по проекту стала и система антикоррозийного покрытия, и, наконец, главное — вместо опорной части моста производства немецкой фирмы MAURER SOHNE была использована опорная часть производства пермского ООО «Альфа-Тех».Фото: скриншот из видеоролика группы ИГГС Сарапул в социальных сетях.

Честно говоря, читая обо всех этих отклонениях от первоначальной, прошедшей экспертизу документации, становится страшновато за тех, кто уже начал ездить по официально не открытому мосту. Тот факт, что «Мостострой-12» не проходит повторную экспертизу, позволяет предположить, что есть вероятность возникновения в этом деле каких-то неустранимых препятствий.

Как известно, главный залог успешной реализации любого масштабного и многозадачного проекта состоит в том, чтобы как можно быстрее реагировать на любые отклонения от плана по срокам и используемым технологиям. Иначе мелкие нарушения могут спровоцировать непоправимые последствия.

Нынешняя ситуация с завершением строительства мостов грозит именно этим — непоправимыми последствиями. Учитывая то, что в проект вовлечены не только 1,3 млрд руб. денег из республиканского бюджета, но и 2,5 млрд руб. средств федерального инвестиционного фонда, ситуацию будут мониторить на самом высоком уровне, рассматривая его обстоятельства с самого начала работы над проектом, когда из-за недостаточного контроля были проигнорированы многие нестыковки и просчеты, приведшие сегодня фактически к тупиковой ситуации.