Мина, заложенная под Ижевском прежним руководством города и республики, продолжает «тикать». Замедлится или ускорится этот процесс, прояснится в четверг, 17 ноября, на сессии Городской думы. Вопрос о согласовании заключения концессионного соглашения вместо действующего договора аренды тепловых сетей перерос из коммунального в политический. А в перспективе грозит стать революционным.
Верхи не могут, низы не хотят. Так в двух словах можно охарактеризовать ситуацию с управлением объектами теплоснабжения и централизованными системами горячего водоснабжения в столице Удмуртии. Бывшие руководители города и республики убили муниципальное предприятие, управлявшее этим хозяйством. Потом в течение восьми лет стоявшие за арендатором структуры выкачивали сверхдоходы из потребителей, не сильно заботясь о модернизации муниципальных сетей.
Нынешние власти забрать всё обратно не могут. Или не решаются. Их ступор понятен — обратный процесс потребует значительных денежных средств, организационных усилий и времени. А зима случается каждые полгода.
Народ резко против. Сыт по горло коммунальным диктатом арендатора теплосетей — ООО «УКС» и вышибающего сегодня деньги с потребителей ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». По мнению жителей, наши деньги утекают в офшоры, персонифицированные в общественном сознании в образе Виктора Вексельберга, известного коллекционера яиц Фаберже.
Между тем всё не так очевидно, как кажется. Взять Вексельберга за якобы принадлежащие ему «яйца» непросто. Обе «греющиеся» с потребителей Ижевска «вексельберговские» структуры прямо завязаны только на ПАО «Т Плюс». Сегодня данному публичному акционерному обществу принадлежит 100-процентная доля в уставном капитале ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС).
Что касается ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», то ПАО «Т Плюс» для этого общества всего лишь управляющая компания. Учредителем ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», согласно данным ЕГРЮЛ, является РОАО «ЕЭС России», принадлежащее Минимуществу РФ.
Государству, только в лице региональных управлений имуществом, также принадлежат как минимум двое из трёх учредителей самого ПАО «Т Плюс». Это «Самараэнерго» и «Ульяновскэнерго». По запросу на сайте egrul.nalog.ru в отношении третьего учредителя ПАО «Т Плюс» — «Саратовэнерго» сведений о владельцах не содержится. Зато цепочка учредителей держателя реестра акционеров («Реестр-РН») в конечном итоге ведёт не в какой-нибудь секретный кипрский офшор, а в офис принадлежащего правительству России ОАО «НК «Роснефть».
Вся материальная база сетевого «бизнеса Вексельберга», таким образом, остаётся фактически государственной. Только зарабатывали и зарабатывают на этом бизнесе почему-то топ-менеджеры формально ни к чему не причастного олигарха. Даже арест руководителя ПАО «Т Плюс» Бориса Вайнзихера, похоже, ничего не изменил в сложившемся порядке и отношениях.
Как арендатор, ООО «УКС» обязано инвестировать в модернизацию тепловых сетей Ижевска 10 миллионов в год или 160 млн рублей в оставшиеся до окончания срока договора 16 лет. Как такое вообще возможно? Об этом надо «в лоб» спрашивать у бывшего главы города Ижевска Александра Ушакова и его политических «патронов» — премьера Питкевича и президента Волкова. Трубы, правда, от этого, конечно, рваться не перестанут.
Перед лицом таких мизерных инвестиций в теплосети проект с концессией выглядит сверхпривлекательным. Согласно озвученным цифрам в случае заключения концессионного соглашения ежегодные вложения в модернизацию сетей составят не менее 500 млн рублей. Только из текста формы концессионного соглашения ничего такого не следует, а ссылки на приложения к документу большого доверия пока не вызывают.
В проекте решения Гордумы Ижевска «О согласовании заключения концессионного соглашения с Обществом с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» в качестве одного из «условий» депутатов значится объем инвестиций в реконструкцию объекта концессионного соглашения — 4 млрд рублей, включая НДС. Таким образом, предполагается, что ежегодно в течение 16 лет концессионер будет вкладывать 250 млн рублей, остальные средства будут, очевидно, браться из «карманов потребителей» за счёт тарифа.
Однако, как следует из пункта 4.16. соглашения, никаких «подарков» Ижевску от концессионера, конечно, не предполагается. Вчитаемся в эти строки: «При прекращении действия соглашения Концедент обеспечивает возврат Концессионеру инвестированного капитала в сроки, установленные настоящим Соглашением, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов на товары, работы, услуги организации, осуществляющей горячее водоснабжение».
В том же проекте решения Гордумы о согласовании соглашения в качестве условия обозначен минимальный объем реконструкции сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения — не менее 30 процентов.
Каким будет «сухой остаток» предлагаемой Ижевску концессии к концу срока соглашения? В 2032 году 70 процентов муниципальных сетей будут по-прежнему изношены до аварийного или предаварийного состояния. При этом городской бюджет окажется ещё и должен концессионеру сумму, вероятно, близкую к 4 млрд рублей.
Кто к тому времени будет стоять за предприятием-ширмой ООО «УКС», никто сегодня предугадать не сможет. Как и то, насколько договороспособными окажутся эти новые продавцы тепла. Что предсказать легко, так это быстрое уже в среднесрочной перспективе падение доверия населения Ижевска к сформированным всего год назад органам муниципальной власти Ижевска, а также к руководству республики. Всё почти как «по Ленину» — верхи не могут, низы не хотят…
Читайте также:
Концессия? Нет, спасибо. Жители Ижевска пока не готовы быть пионерами в передаче тепловых сетей УКСу