«Cимулянт», пока не умер. Пострадавшие от разлива ртути в Ижевске долгие годы доказывают, что больны

Владислав Мымрин

 

Бывшие воспитанники и педагоги школы-интерната № 2 в Ижевске, где много лет назад произошел серьезный разлив ртути, собирают деньги на лечение. Люди, участвовавшие в ликвидации разлива и пострадавшие от ядовитых паров, так и не смогли доказать, что то ЧП запустило в их организмах мину замедленного действия. У некоторых она уже разорвалась, а тем, кто пока жив, приходится доказывать, что эта история не выдумка и они действительно пострадали. 

Фото: vk.com (школа-интернат № 2)

Это случилось в октябре 1989 года. Воспитанники школы-интерната № 2, тайком улизнув от воспитателя в дыру в заборе, обнаружили залежи ртути. Вероятно, находка показалась им занятной, и в корпус они вернулись с несколькими емкостями токсичного металла, не подозревая о его смертельной опасности. По словам очевидцев тех событий, ртуть была разлита практически везде, а сами воспитанники были буквально по уши вымазаны ею.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Работавшая на тот момент в образовательном учреждении Нафиса Веретенникова была среди тех, кому пришлось чуть ли не голыми руками вычищать помещение от разлитой ртути.

«Сначала все это убрали, а потом я все мыла с марганцовкой, строгала серу, которой все это посыпала, и думала, что там уже почти ничего не осталось. Только потом под одной кроватью обнаружили 15-сантиметровую лужу ртути, — рассказывает женщина. — Официально сообщили, что содержание ртути превышало норму в 50–200 раз, но в разговоре я слышала, что на самом деле и больше».

Естественно, и сам факт ЧП практически замолчали. А те, кто отмывал детей и корпус, начали испытывать проблемы со здоровьем и, как следствие, с трудоспособностью и устройством на работу.

Фото: mos.news.ruВ 2005 году Нафиса Веретенникова, к тому времени «прописавшаяся» в больницах, решила напомнить чиновникам о прошедших событиях и получить какую-либо поддержку на лечение для себя и тех, кто так же, как и она, лишился здоровья после того случая. Хождения по врачам сменились марафоном по инстанциям, бесконечной отправкой писем и получением отписок. Ведомства, в которые обращалась женщина за помощью, «стрелки перевели» в Управление образования. А там попросту проблемы «ликвидаторов» разлива ртути проигнорировали. Тогда Нафиса обратилась в суд.

«На сбор всех документов у меня ушло шесть лет. Было это непросто, потому что многие архивные документы уже были утеряны, все приходилось собирать по бумажке. Хорошо, что мне многие помогали, и я очень им за это благодарна, — вспоминает Нафиса. — В 2011 году все было уже собрано, казалось, все, это победа, но я ошибалась».

Судебные заседания стали новым испытанием — чиновники представили ситуацию так, что надышавшихся ядовитыми парами едва не назвали симулянтами. К примеру, в отношении Нафисы Веретенниковой юрист Удмуртского управления Роспотребнадзора цинично заявил, что «если бы женщина действительно отравилась ртутью, то умерла бы уже через пару лет». В итоге, несмотря на представленные Нафисой документы, свидетельствующие о том, что ртуть действительно была разлита и она на самом деле ликвидировала последствия ЧП, судья не счел ее доводы вескими и отказал в ее требованиях. Не согласившись с решением, Веретенникова подала кассационную жалобу, которую в итоге выиграла, но продолжить дело уже не смогла — силы окончательно оставили ее.

Вероятно, точно такой же путь предстоит пройти и другим, пока еще живым пострадавшим. Сколько их точно, никто не знает: люди разъехались по другим городам и регионам, а многие уже умерли. Чтобы получить какую-либо компенсацию, участникам тех событий нужно доказать причинно-следственную связь разлива ртути и проблем со здоровьем. Провести такую экспертизу могут только в Институте профпатологии, который находится в Екатеринбурге, но там вряд ли примут без акта о несчастном случае на производстве.

Фото: vk.com (школа-интернат № 2)Абсурдность ситуации заключается в том, что интернат, в котором случилось происшествие, расформирован, здание снесено, и акт этот теперь может выдать только Управление образования Ижевска, где, естественно, в выдаче такого документа отказали. Конечно, можно провести платную экспертизу, но стоимость ее составляет порядка ста тысяч рублей. Для тех, кто живет на таблетках, это неподъемная сумма.

Нафисе Веретенниковой в этом плане повезло чуть больше, чем другим, — ее друзья начали собирать средства для поездки в Екатеринбург. Если она сможет добиться справедливости — по ее стопам пойдут и другие, чье здоровье в тот злосчастный день испарилось вместе с парами ртути.