Сквозь угольное ушко. Предприятиям Удмуртии не светит получить новую федеральную субсидию

Дмитрий Манылов

К восьмидесяти трем видам федеральных субсидий на поддержку промышленности прибавилась еще одна — правительство России утвердило правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат, связанных с производством и реализацией пилотных партий средств производства. Попробуем получить?

Фото: biznes-vkontakte.ruОтличная, казалось бы, идея, и миллиард рублей, ассигнованный правительством на эти цели, — небольшая, но все-таки ощутимая сумма. Однако, если внимательно оценить все детали этой инициативы, становится понятно, что заявленной цели — стимулированию внедрения в опытно-промышленную эксплуатацию высокотехнологичных средств производства — она соответствует весьма опосредованно.

Весь год поддержка производства средств производства болталась в антикризисном плане федерального правительства без указания конкретных сумм финансирования, с пометкой о том, что они будут определены по итогам работы в первом полугодии. К ноябрю правительство определилось с тем, что лишний миллиард у них все-таки найдется. Восьмого ноября утвердили правила предоставления субсидий, 14-го выложили официальный пресс-релиз на сайте Минпромторга России. Пункт 7 этих правил гласит, что отбор заявок на предоставление субсидий производится до 1 декабря 2016 года, то есть нашему уважаемому реальному сектору дается две недели, чтобы подготовить документы и подать заявку на субсидию.Заседание правительства РФ, на котором было решено выделить миллиард, получить который почти невозможно. Фото: government.ru

Много вас таких?

К документу прилагается перечень из 69 видов продукции, затраты на создание опытных партий которой предполагается субсидировать. В самом начале перечня, на второй позиции, натыкаемся на продукцию, производимую в Удмуртии. Это водогрейные котлы — профиль деятельности Ижевского котельного завода. Я позвонил туда, и выяснилось, что о новой субсидии они пока ничего не знают, но, естественно, вполне заинтересованы в ее получении. Правда, сразу навскидку оказалось, что уже по первому же критерию они не смогут претендовать на поддержку, а критериев там, честно говоря, немало.

Все условия должны чудесным образом сойтись в одной точке. Фото: 2obl.ru«Был у нас патент по вихревому наполнению котлов, но он получен где-то в начале двухтысячных, то есть задолго до 2015 года», — ответил заместитель директора завода по правовым вопросам Евгений Третьяков. Предположим, что патент был бы свежим и сегодня к вечеру они случайно наткнулись бы где-нибудь в экономических новостях на информацию об этой субсидии. Тогда завтра утром пришлось бы оценить свои перспективы соответствия целому букету условий.

Во-первых, это должна быть именно пилотная партия продукции, причем имеющая строго очерченные характеристики по количеству и стоимости. Во-вторых, у производителя должен быть контракт с покупателем этой пилотной партии, заключенный не ранее 1 июля этого года. Также нужно будет убедиться в отсутствии текущей задолженности по налогам и платежам во внебюджетные фонды, и, наконец, самое главное — цена пилотной партии в контракте не должна превышать себестоимость продукции, уменьшенную на размер запрашиваемой субсидии.

Производство средств производства — так это выглядело когда-то, в принципе неплохо. Фото: chipmaker.ruИменно так, черным по белому записано в пункте 5 (подпункт «г») правил субсидирования. Вряд ли кто-то из участников рынка в здравом уме и трезвой памяти заключит договор с покупателем, уменьшив цену на сумму субсидии, которой еще нет в природе. Следовательно, он может быть заключен только сейчас, когда о субсидии уже известно. К счастью, документ предусмотрел такую возможность — договор возможно заключить до 10 декабря. Однако поскольку отбор заявок производится до 1 декабря, то и договариваться с покупателем придется в оставшиеся несколько ноябрьских дней.

Без прибыли и со штрафом

Предположим, потенциальному соискателю субсидии удалось загнать себя в прокрустово ложе всех этих соответствий, но тогда остается еще один вопрос, который ставит производителя в тупик: каков для него экономический смысл сделки, если он на ней ничего не зарабатывает? Как можно продавать свой товар не просто по себестоимости, а еще и уменьшив цену на величину еще не полученной субсидии? Чиновники, скорее всего, ответят, что, продавая пилотную партию безо всякой выгоды для себя, производитель обеспечивает заказы на будущие поставки.

Торговый дом Воткинского завода с некоторых пор не торгует станками воткинского производства. Фото: altertravel.ruВодогрейный котел, например, вещь недешевая, и трудно себе представить производителя, который пойдет на столь экзотические условия. В конце концов, покупатель может просто отказаться от следующей партии, увидев, что цена на нее выросла. Тогда производитель останется без прибыли, более того, он еще и заплатит потом штраф Минпромторгу России за недостижение показателей результативности субсидии.

Вместо того, чтобы выдумывать такие изощренные схемы субсидирования, число которых скоро приблизится к сотне наименований, не лучше было бы просто разделить этот миллиард рублей между российскими регионами, например, на финансовое обеспечение региональных фондов поддержки промышленности. Недавно, на слушаниях по проекту бюджета Удмуртской Республики на будущий год, министр промышленности и торговли Удмуртии Владимир Разумков упомянул о необходимости выделить 20 млн руб. на софинансирование пятипроцентных займов федерального фонда. Если отталкиваться от этой суммы, то миллиарда хватило бы на 50 нуждающихся субъектов.

Достаточно посмотреть в отчет о ходе реализации регионального плана по импортозамещению в обрабатывающем секторе промышленности Удмуртии за первое полугодие этого года, чтобы сделать вывод о том, что эффект от проведения государственной политики в этом направлении пока что близок к нулю. Самый объемный раздел, где региональным чиновникам действительно было что сказать, — это подготовка так называемых «комфортных» писем, то есть попросту рекомендаций для промышленных предприятий региона от республиканского правительства. Остальное оставляет желать лучшего.