Покорение Таймыра: безлюдные пространства, растущие дни и «финишные» пограничники

Юля АРДАШЕВА

27 марта стартует лыжная экспедиция по Таймыру – 9 спортсменов почти полтора месяца будут продвигаться по безлюдной и труднодоступной территории, не имея даже возможности аварийного схода с маршрута. В команду вошли представители городов Москва, Саров, Челябинск, Норильск.

Ижевск и Удмуртию представляет Тимофей Волков, первый в спортивной истории нашей республики мастер спорта по спортивному туризму.

Буквально накануне отъезда он рассказал нам подробности предстоящего путешествия.

- Эта экспедиция по сложности, длительности, моральной нагрузке будет сложнее предыдущей. В 2012 году наш арктический переход по территории полуостровов Ямал, Гыдан и Таймыр составил 40 дней – в этот раз запланировано 42-43 дня. Разница значительная, если знать, что с 30-го дня пути каждый день ужасно растет в своей продолжительности, а силы ужасно падают. Нагрузка с каждым днем возрастает в геометрической прогрессии.

Впервые мы идем большой группой – в 9 человек. Традиционно с 2009 года мы встречаемся «схоженной» командой в 6 человек. Теперь к нам присоединятся трое норильчан, перед которыми стоит экологическая задача – провести мониторинг заповедников Таймыра. Но все вместе мы будем выполнять прежде всего спортивный амбициозный проект, созданный при поддержке Федерации спортивного туризма.

- На пути более чем 1 350 км вы рассчитываете кого-нибудь встретить?

- Возможно, попадутся местные оленеводы или охотники, но не факт, поскольку маршрут проложен по центральной части Таймыра, где нет населенных пунктов. Зато весьма реальна встреча с медведями. Но раз мы идем такой большой группой, то явно сможем их отпугнуть. Кстати, и в прошлой арктической экспедиции в 1 000 км пути люди нам встретились лишь однажды. Сейчас мы уверены лишь в одной встрече – с пограничниками на мысе Челюскин: уже есть договоренность, что они нас отвезут домой.

- Лыжи, на которых вы идете по Арктике, напоминают беговые или охотничьи?

- Это специальные лыжи «Бескид», которые представляют собой кальку с норвежских военных лыж: деревянные лыжи с железным кантом. Они сделаны еще в советские времена, но мне на тестирование дают пару современных бескидов. Это интересно.

- Как дорого стоит подобная экспедиция, кто ее оплачивает, и много ли вы зарабатываете на таких проектах?

- К сожалению, я пока на этом не зарабатываю, а хотелось бы. Но в этот раз мне оказало поддержку Минспорттуризма УР, и я хочу выразить благодарность Игорю Васильевичу Краснову. Помогли и некоторые коммерческие организации. Это предприятие, конечно, дорогое: только вертолет до Таймыра обойдется нам более, чем в 3 млн. рублей, есть и другие немалые затраты.

- Кто в СМИ освещает эту экспедицию по территории Крайнего Севера?

- Никто. Спортивный туризм до чих пор держится, в основном, на энтузиастах. Его корифеи – люди, состоявшиеся в жизни: это крупные чиновники, военные – и им хватает известности в своих кругах. Другой вопрос, что встала тема популяризации спортивного туризма и привлечения к нему ребят. С этих позиций я получил очень хорошие отклики в соцсетях и почувствовал живой интерес к нашему проекту.