Плюс 9,7% для «Т Плюс». Депутаты против роста тарифов ради передачи теплосетей Ижевска в концессию

Дмитрий Манылов

Непонятно, откуда «Удмуртские коммунальные системы» почерпнули информацию о том, что в кошельках ижевчан еще что-то осталось. Депутаты Гордумы Ижевска решили разобраться в расчетах претендента на концессию, предлагающего в очередной раз повысить тарифы на горячую воду и отопление.

Фото: zauralonline.ruОтказавшись поддержать проект указа главы Удмуртии об установлении предельных коммунальных тарифов в Ижевске сверх утвержденных ограничений, комиссия Городской думы Ижевска по местному самоуправлению создала важный прецедент. Депутаты обратили внимание на то, что в сегодняшней сложной экономической ситуации пора прекращать практику решения коммунальных проблем через дополнительные поборы с ижевчан.

Фото: со страницы постоянной комиссии Гордумы Ижевска по местному самоуправлению в «Фейсбуке».«Чем безвыходнее ситуация, тем очевиднее выход, на мой взгляд, надо отказываться», — обратился к коллегам депутат Сергей Щукин. Не так давно Гордума согласилась с необходимостью повышения тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, поступающих в «Ижводоканал», но там действительно жители Ижевска платили намного меньше, чем соседи. Сейчас же «Удмуртские коммунальные системы» (УКС) предлагают значительно увеличить и без того далеко не самый низкий тариф на отопление и горячую воду.

Если посмотреть доли разных коммунальных услуг в общем пакете платежей населения, то получается, что отопление и горячая вода составляют почти 60%. Поэтому повышение платы за холодную воду и канализацию на 30% ударит по нашим кошелькам не так болезненно, как увеличение тарифа на горячую воду на 9,7% и отопление на 6,6%. Предельный индекс роста коммунальных платежей с 1 июля будущего года, согласно проекту указа главы Удмуртии, который прелагается согласовать депутатам, равняется 11,23%.

А если пересчитать?

Сергей Задорожный считает, что альтернативы УКСу нет. Фото: udmks.ruЗаместитель главы администрации Ижевска Сергей Задорожный пояснил депутатам, что после того, как город вышел к главе Удмуртии Александру Соловьеву с информацией о возможном превышении тарифов, тот дал поручение Министерству энергетики и ЖКХ разобраться в ситуации и подготовить проект указа, который как раз и был представлен в Городскую думу Ижевска на согласование.

Председатель депутатской комиссии по местному самоуправлению Альфред Зиннатуллин, имея собственный практический опыт работы с теплосетями в качестве руководителя управляющей компании, предложил не верить на слово первому заместителю министра энергетики и ЖКХ Алексею Бобырю, а попытаться самим разобраться в тарифных хитросплетениях и прямо здесь и сейчас на комиссии получить от энергетиков разъяснения. На несколько важных вопросов, ставящих под сомнение расчеты по обоснованию повышения тарифов, Алексей Бобырь и Сергей Задорожный ответить депутатам так и не смогли.

Фото: status-expertiza.ruНапример, выяснилось, что при расчете затрат на замену труб протяженность коммуникаций была условно переложена на так называемое однотрубное исполнение. В действительности в сетях параллельно уложены две или три-четыре трубы. Поэтому если в пересчете на однотрубные сети общая длина коммуникаций составила тысячу километров, то фактически, считая не по длине труб, а по протяженности коммуникаций, получается, что теплосетей в Ижевске не 1000, а 293 километра.

Казалось бы, какая разница — речь идет о замене труб, общая длина которых все равно составляет тысячу километров, но если вы меняете коммуникации на четерехтрубной линии, то земляные работы придется проводить один раз, а не четыре. Причем расходы на эти земляные работы составляют весьма значительную часть общей сметы. Так вот, на вопрос о том, как закладывалась в расчеты стоимость этих земляных работ, если везде фигурирует перерасчет на однотрубные коммуникации, оппоненты ответить не смогли.

Не ответил Алексей Бобырь и на вопрос о том, какова сегодня в теплосетях доля современных коммуникаций, имеющих более длительный срок эксплуатации. Как можно, не имея точной информации о состоянии коммуникаций и их нормативном сроке эксплуатации, проверять расчеты УКСа? Если доля современных труб окажется выше, чем заложено в расчетах, то и уровень вложений в модернизацию сетей, заложенный в проект концессионного соглашения, окажется завышенным. Значит, завышены будут и тарифы.Фото: start33.ru

Есть и еще один немаловажный вопрос. В структуре расходов УКСа по передаче тепловой энергии 38% занимает компенсация потерь тепловой энергии — это одновременно большая проблема системы централизованного теплоснабжения и колоссальные возможности для экономии. Приходят новые технологии, позволяющие очень существенно снизить теплопотери и повысить срок службы труб. При этом Ижевск, заключая концессионное соглашение, обрекает себя на то, чтобы весь эффект от мероприятий по снижению расходов по транспортировке и распределению тепла достался частному концессионеру.

То, что третьего не дано, не правда

Сергей Задорожный признался, что не считает частное предприятие всегда более эффективным, чем муниципальное, но, по его словам, МУП сейчас невозможно создать даже в силу нормативных ограничений. На это Альфред Зиннатуллин заметил, что никто не запрещает создать общество с ограниченной ответственностью, 100%-ная доля в котором будет принадлежать городу. Эту реплику Сергей Задорожный оспорить также не смог. До сих пор рассматривались только два варианта — сохранение нынешнего договора аренды или концессия.

Фото: udmks.ruДля УКСа концессия, скорее всего, непринципиальна — им главное повысить тариф, сделать это с превышением существующего ограничения можно только через концессию. В письме прокуратуры Октябрьского района Ижевска на имя председателя Городской думы Ижевска Олега Гарина сказано, что принятие представительным органом муниципального образования решения о согласовании повышения тарифов сверх допустимого норматива возможно в случае установления долгосрочных тарифов в рамках концессионного соглашения.

Однако именно в том, что представленная потенциальным концессионером финансовая модель разработана исходя из существующих условий, и кроется ее уязвимость. За 16 лет условия сто раз могут измениться. Например, сейчас рассматривается вопрос о снижении на 10 градусов нормативной температуры горячей воды. Это значит, что ее потребление резко возрастет, потому что для того, чтобы поддерживать привычную для потребителей температуру, нужно будет подать из горячей трубы в смеситель воду со значительно большим напором.

Тариф на горячую воду, как предполагается, вырастет на 9,7%, и если при этом увеличится и ее потребление, то платить за горячую воду нам придется еще намного больше. Не будем забывать и о том, что с ростом тарифа увеличиваются и суммы субсидий на компенсацию оплаты коммунальных услуг для малоимущих граждан, то есть это дополнительные бюджетные расходы.Значительный рост тарифов неизбежно создаст дополнительные очереди за коммунальными субсидиями. Фото: informpskov.ru

Сегодня в тариф, помимо прибыли в размере около 2%, закладывается недополученный по независящим причинам доход — 22 рубля из 406 рублей на одну гигакалорию тепловой энергии. Кстати, туда же закладывается и амортизация в размере 3,7%, которая как раз задумана для того, чтобы равномерно относить на затраты средства для восстановления имущества, в данном случае теплосетей.

Депутаты уверены, что и при существующем тарифе есть резерв для замены и ремонта сетей.

«Я обслуживал 120 км теплотрасс и знаю, какой там „жирочек“ есть, — отметил Альфред Зиннатуллин. — У меня есть четкое понимание, что сегодняшнего тарифа хватит на то, чтобы ежегодно вкладывать в модернизацию сетей 300 млн руб., не затрагивая собственные средства УКСа».

Согласно финансовой модели, предложенной УКСом, в первые годы на модернизацию сетей предполагается расходовать по 500 млн руб. По поводу целесообразности этой суммы у депутатов тоже возникли сомнения.

Сравнение с другими регионами также наводит на мысли о том, что отсутствие альтернативы ПАО «Т Плюс» не аксиома. Например, Башкортостан и Татарстан не работают с этой структурой. Если в Удмуртии сегодня средневзвешенный тариф на тепловую энергию равен 901 руб./Гкал, то в Татарстане всего 824,6 руб./Гкал. Кстати, в Республике Коми этот тариф равен 983,36 руб./Гкал, а ведь Борису Вайнзихеру, возглавлявшему ПАО «Т Плюс», предъявлено обвинение в передаче взяток на 800 млн руб. именно высшим должностным лицам Республики Коми. Вероятно, что эти деньги там как раз и заложили в тариф. Представляете, на сколько ниже были бы платежи жителей Коми, если бы из тарифа вычесть эти 800 млн руб., заложенных на взятки.