Что в имени тебе моем? Кое-что о юбилейных переименованиях

Алексей ЧУЛКОВ

Есть, однако, в том, что денег на празднование юбилея П.И.Чайковского нам выделяют меньше, чем хотелось бы, положительная сторона. Будь их несколько больше, чем требуется, или ровно столько, сколько и надо, не избежать головокружения от успехов. Потеря здравого смысла чревата реализацией глупейших инициатив вроде присвоения имени горячо любимого юбиляра всему, что попадается под руку.

Дело точно не ограничилось бы присвоением имени Чайковского республиканскому Театру оперы и балета. Как пить дать, замахнулись бы еще на что-нибудь – традиции, никуда от них не денешься.

Забавных и не очень примеров – достаточно. Петра Ильича еще вспомним, но скажите на милость, почему «проспектом Калашникова» именуется даже не дорога, а, скорее, направление, судя по нанесенному ему ущербу, подвергшееся массированным бомбардировкам? А улица Шумайлова названа в честь первого ижевского «мэра», зарезавшего собственную мать?

И такого рода глупостей – не счесть. Ижевск в деле странных переименований, слава богу, не на первых ролях. Мне доводилось видеть где-то в Подмосковье фонтан, судя по табличке, «построенный к 30-летию района имени 50-летия Октября». И наблюдать молодоженов, несших в день свадьбы цветы на могилу А.П.Керн, имевшей самое отдаленное представление о супружеской верности. У нас цветы кидают на рога несчастного лося, что также символично. Но именем Керн в одном из городов, как говорят, назвали библиотеку…

Дали имя Чайковского главному театру республики – и хорош, лучше остановиться. Юбилей юбилеем, но давайте уж откровенно: родившись в Воткинске, Петр Ильич уехал от нас в возрасте шести лет, и больше на территории Удмуртии не появлялся. Связь его произведений с нашим краем неочевидна. Хотя один местный краевед на вопрос о том, как повлияла Удмуртия на Чайковского, не моргнув глазом, отвечал, мол, все же понятно: вставал, значит, маленький Петя утром, открывал окошко, а по улице удмурты ходили с балалайками и гармошками – вот он и впитывал народные мотивы, так сказать, проникался.

Говорите, я преувеличиваю, и опасения напрасны? Может быть. Но в прошлом году одно местное литературное объединение издало к юбилею композитора сборник «Венок Чайковскому». На последней странице его составители чуточку облажались, поблагодарив всех, кто принял в издании сборника и праздновании юбилея Петра Ильича «пассивное участие». Он бы оценил, конечно…