Все как раньше, только еще чуть хуже. Бюджетная интрига по будущему году фактически разрешилась

Дмитрий Манылов

После вторничной сессии Госсовета уже можно сказать, что Удмуртия получила бюджет будущего года. Пятьюдесятью одним голосом «за», тремя «против» при одном воздержавшемся проект бюджета принят в первом чтении. В течение двух дней будут внесены поправки, и 13 декабря основной финансовый документ примут во втором чтении.

В холле Госсовета УР во время сессии. Фото: © «ДЕНЬ.org»С поправками уже определились — накануне глава правительства Удмуртии Виктор Савельев озвучил на брифинге в Доме правительства результаты согласовательных процедур с депутатами. Расходная часть бюджета Удмуртии во втором чтении, скорее всего, будет увеличена с 58,9 млрд руб., предложенных к нулевому чтению, до 63,3 млрд руб., то есть на 4,4 миллиарда. Дополнительные 500 млн руб. получит здравоохранение, в том числе на развитие высокотехнологичной медицинской помощи, 600 млн руб. — образование, 200 млн руб. — спорт и туризм, на 130 млн руб. увеличат ассигнование агропромышленному комплексу.

Софья Широбокова и Станислав Евдокимов. Фото: © «ДЕНЬ.org»Главная прибавка ожидается по капитальным вложениям, согласована окончательная величина дополнительных ассигнований — 2 млрд руб., то есть общая сумма расходов на эти цели в бюджете будущего года приблизится к 3 млрд руб. Несмотря на заявление заместителя министра финансов Удмуртии Натальи Огневой, сделанное в ходе обсуждения проекта бюджета, о том, что таких крупных дополнительных поступлений по налогу на прибыль, как было в этом году, не ожидается, план по налогу на прибыль ко второму чтению все-таки увеличат. «По налогу на прибыль наша цифра — 24 млрд руб., и налоговая инспекция с нами в принципе согласна», — заявил на брифинге Виктор Савельев. Проект, утвержденный депутатами в первом чтении, предусматривает, что поступления по налогу на прибыль составят в будущем году 20,983 млрд руб., то есть более трех миллиардов рублей по этому налогу, видимо, бюджет все-таки сможет получить дополнительно.

Виктор Савельев на брифинге в Доме правительства. Фото: © «ДЕНЬ.org»Интригой по-прежнему остается уточненный объем помощи из федерального бюджета. «Ждем три миллиарда плюсом и надеемся, что будет еще и в течение года увеличение», — предположил Виктор Савельев. Министр финансов Удмуртии Станислав Евдокимов, представляя проект бюджета к первому чтению, также посетовал на то, что даже после принятия в первом чтении проекта федерального бюджета объем федеральной помощи регионам остается неизвестен.

Много вопросов при обсуждении проекта бюджета вызвала адресная инвестиционная программа Удмуртии на 2017 год. Какой она будет с учетом дополнительных двух миллиардов рублей? «Распределение этих средств будет произведено в рабочем порядке», — пояснил Станислав Евдокимов. Существующий проект адресной инвестиционной программы, подготовленный к нулевому чтению бюджета, предусматривает расходы в размере 208,6 млн руб., в том числе 154,6 млн руб. на переселение жильцов аварийного фонда.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Постоянная комиссия Госсовета УР по экономической политике, промышленности и инвестициям предложила распределить дополнительные 2 млрд руб. расходов на капитальные вложения следующим образом: 1 млрд руб. на погашение кредиторской задолженности предыдущих периодов, 300 млн руб. на мероприятия по газификации, 700 млн руб. на новые объекты строительства.

Интересно, кстати, что достанется Удмуртии в 2017 году по федеральной адресной инвестиционной программе. В этом году, по данным портала федеральных целевых программ, нашему региону по этому виду расходов предусматривалось всего 59,6 млн руб., в том числе 35,4 млн руб. на реконструкцию набережной в Сарапуле в рамках развития туристско-рекреационного кластера «Камский берег» и 21 млн руб. на реконструкцию межхозяйственной осушительной системы «Гущино» в Можгинском районе.

Юрий Бычков — один из трех депутатов, голосовавших против бюджета, он заявил об этом с трибуны Госсовета. Фото: © «ДЕНЬ.org»По объему средств в этой инвестиционной программе Удмуртия находится в тройке аутсайдеров вместе с Курской областью и Республикой Марий Эл. Правда, буквально в последние пару дней на том же сайте появилась информация о том, что Удмуртия профинансирована из федерального бюджета по этой программе на 147,6 млн руб., то есть с превышением утвержденных ассигнований. В любом случае это очень мало, хочется надеяться, что эта ситуация не повторится в 2017 году, тем более что начинается подготовка к 100-летию со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова.

Еще одна надежда республиканских властей — реструктуризация (продление срока или рефинансирование на тех же условиях) бюджетных кредитов из федерального бюджета. Согласно выписке из государственной долговой книги на 1 ноября 2016 года, до конца декабря Удмуртии предстоит провести погашение таких кредитов на сумму 903,7 млн руб. Это при том, что буквально на днях подошел срок погашения по бюджетному кредиту на сумму 3 млрд руб. «Предстоит совместная работа по пролонгации бюджетных кредитов, предоставленных Удмуртии из федерального бюджета на исполнение социально значимых и инвестиционных показателей, — отметила вице-спикер Госсовета Удмуртии Софья Широбокова, — это соглашение будет иметь большую роль».

Фото: © «ДЕНЬ.org»То есть надежды на дополнительную федеральную помощь и продолжение политики замещения коммерческих кредитов бюджетными сохраняются. Есть и представление о том, куда пойдут дополнительные деньги, если они все-таки появятся. В заключении постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Госсовета Удмуртии на проект бюджета будущего года определен перечень приоритетных направлений, которые будут профинансированы в случае поступления дополнительных доходов. Приведу этот перечень, сохранив последовательность: выплата зарплаты работникам бюджетной сферы в соответствии с «майскими» указами президента Владимира Путина, погашение госдолга Удмуртии, капитальные вложения и газификация, финансирование дорожной отрасли, поддержка сельского хозяйства, развитие предпринимательства, поддержка инвестпроектов, увеличение финансовой помощи муниципалитетам.

Бюджет фактически сверстан, неожиданностей уже не будет, почти все выступавшие в защиту проекта депутаты и чиновники подчеркивали как положительный момент то, что расходы по основным направлениям удалось сформировать на уровне не ниже этого года. Только разве же это то, чем можно гордиться? Во-первых, инфляция, обесценивающая бюджетные ассигнования, не дает поводов для оптимизма, а во-вторых, затяжной кризис создает эффект хронического недофинансирования по многим критически важным статьям. Чем дальше, тем сложнее будет поддерживать существующие принципы бюджетной политики. Нужно что-то менять кардинально, но, видимо, не в будущем году.