Объединились против объединения. Родители раскритиковали план чиновников Ижевска слить четыре школы

Надежда Рысьева

Учитель русского языка и литературы в пятых классах школы №7 Андрей Загребин – из тех редких молодых людей, кого можно сегодня встретить в сфере образования. Фото © «ДЕНЬ.org» Протест против бездумного объединения школ Ижевска в образовательный комплекс набирает обороты. Поток писем, рассылаемых родителями, растет с каждым днем, чуть ли не ежедневно проводятся встречи. Учителя школ, по которым грозит ударить чиновничий эксперимент, считают, что это не решит ни одной из существующих проблем в образовании, зато создаст много новых. 

Школа №7. Фото ©"ДЕНЬ.org"В субботний день в школах на Ворошилова неожиданно тихо — ни детей, ни их звонких голосов, никто не бежит толпой в столовую. Однако причина столь странной и нехарактерной для школы тишины оказалась проста — наше появление здесь совпало с очередным сорокаминутным уроком.

Разбираться в обстоятельствах планов чиновников по объединению школ корреспондент «ДЕНЬ.org» приехала вместе с депутатом Городской думы Ижевска Сергеем Щукиным. По иронии судьбы одну из «объединяемых» школ он когда-то заканчивал, а в другой преподавал историю, вернувшись в Ижевск после срочной службы в армии. Понятно, что судьба этих учебных учреждений руководителю фракции «Патриоты России»  небезразлична.

В родном кабинете истории депутат гордумы Ижевска Сергей Щукин не был 36 лет. «Это  сложно представить, но преподаватель истории Татьяна Викторовна оказалась здесь же на своём боевом посту)», - написал депутат на своей странице в Фэйсбук. Фото © «ДЕНЬ.org»Тем более что на пороге школы нас встретила одна из его бывших преподавателей. Учитель истории с большим стажем, совмещающая сегодня уроки с руководством школьным музеем, Татьяна Викторовна Лебедева вызвалась провести мини-тур по учебному заведению, подробно описав все негативные аспекты планируемого чиновниками единого образовательного комплекса «Школа будущего».

Школа №73. Фото ©"ДЕНЬ.org"«До дрожи в душе не хочется верить, что произойдет слияние. Процесс и его сегодняшний вариант мы категорически не поддерживаем, — отметила Татьяна Лебедева, показывая нам музей боевой славы, посвященный работникам госпиталей Удмуртии 1941−1945 гг. — Несправедливо то, что основной удар приходится на школу № 7».

По словам Татьяны Викторовны, никаких исследований общественного мнения по поводу объединения школ не проводилось. Более того, об изменениях педагогический коллектив, как и родители с учениками, узнали из средств массовой информации. Сразу возникло множество вопросов, а педагоги не могли разъяснить ничего о планах Управления образования Ижевска.

Митинг учителей не убедил чиновников отказаться от их планов. Фото ©"ДЕНЬ.org"Учителя, с которыми мы побеседовали, пояснили, что, как им удалось выяснить позже, в последнем варианте проекта по объединению начальные классы чиновники планируют оставить во всех школах. После же окончания 4-го класса начинается хождение из одной школы в другую. Например, учащиеся школы № 7 следующие несколько лет должны будут проучиться в 73-й школе, после чего снова вернуться в 7-ю. Сюда же придут доучиваться в выпускных классах ученики всех запланированных к объединению школ. То есть «крайней» школой, отвечающей за итоги обучения, будет именно школа № 7.

Фото ©"ДЕНЬ.org"Родная ближе

Особенно не укладывается в голове обезличенность этого учебного процесса, в котором «реформаторы» из городского управления образования почему-то забыли о самом главном — о детях.

«Понимаете, когда ребенок переходит из одной школы в другую, он болеет минимум четверть. Это видно, — рассказала Татьяна Викторовна, показывая кабинет русского языка и литературы. — А здесь адаптация будет и в восьмом, и в пятом классах. То есть дети будут бегать из школы в школу и перестанут усваивать знания, поскольку стресс на них скажется. Все должны с 1-го по 11-й класс „жить в одном доме“».

Учащиеся школы №7 Алина и Михаил, как и их одноклассники, против объединения. Фото © «ДЕНЬ.org»Нам удалось обсудить инициативу чиновников и с самими учащимися. От лица своих одноклассников свое мнение высказали старшеклассники Алина и Михаил.

— Ребята, обсуждается в вашей среде объединение школ?

— Обсуждается, и все — против. Как родители, так и класс. Почему? Ну, потому что ни к чему хорошему это не приведет. Во-первых, это большой стресс — постоянно менять школу. Во-вторых, придется приспосабливаться не только к новым учителям, но и к другой системе, — пояснил Михаил.

— У меня сестра учится в пятом классе, — добавила Алина. — Она всегда очень долго привыкает к людям, и для нее, я точно понимаю, это будет очень тяжело. Только пошли слухи про объединение, как она категорично заявила, что просто перестанет ходить в школу. Хочет учиться в своей родной школе. И я ее понимаю.

Фото ©"ДЕНЬ.org"Перетягивая одеяло

По мнению учителей и родителей, с которыми также получилось обсудить тему объединения, «в этой ситуации более выгодно выглядит 93-я школа».

Фото ©"ДЕНЬ.org"«Когда педагоги начали задавать вопросы, нам сказали, что основная цель объединения — заполнить школы № 7 и № 73 до проектной мощности. Сегодня в них учатся 523 и 546 учеников соответственно. И разгрузить 93-ю школу, где обучается 1118 учеников. Но эта школа сама по себе больше, поскольку построена по другому проекту»,— попытались объяснить принцип объединения в комплекс учителя.

Между тем, если основная цель — разгрузить 93-ю школу, было бы логичнее поступить проще, не создавая головной боли для детей и учителей. Например, как вариант, перевести некоторые из домов на улице Ворошилова, закрепленные за школой № 93, на 7-ю и 73-ю школы. Однако этот вариант почему-то не рассматривается.

Фото ©"ДЕНЬ.org"Тем временем родители окрестных школ отмечают, что школа № 93, будучи, по мнению чиновников, «перегруженной», продолжает принимать к себе лучших из учеников обеих ближайших школ и отказывать в этом «слабым» учащимся.

Фото ©"ДЕНЬ.org"«В нашей школе нет бассейна, нет нового здания, пластиковых окон, но у нас есть внимательные педагоги. Сейчас дети нашей школы все на виду и с каждым из них работает педагогический состав. Мы боимся, что с объединением наши дети „потеряются“ и мы растеряем наших педагогов», — рассказала Эльмира Гарифуллина, чей ребенок учится в 7-й школе.

Родителей детей из 93-й школы тоже тревожит идея с объединением. Мама одной девочки пояснила, что родители не сидят сложа руки — собирают подписи против укрупнения, но выступать открыто пока не спешат. Говорит, родители боятся, что директор может «загнобить» потом их детей, просто создадут невыносимые условия для обучения.

Услышать мнение по этому поводу нового директора 93-й школы Татьяны Зубко, которую наряду с начальником Управления образования Ижевска Светланой Петровой многие считают инициатором процесса объединения школ, к сожалению, не удалось. Сначала она была занята, потом оказалась где-то на выезде. Со слов родителей, директор якобы не ходит на общие собрания и всячески пытается пресечь критические разговоры об едином образовательном комплексе.

Фото ©"ДЕНЬ.org"«На этой неделе мы рассмотрим сложившуюся ситуацию на заседании депутатской комиссии по вопросам местного самоуправления и обращениям граждан и дадим соответствующее поручение администрации города», — пообещал родительской общественности и учителям депутат Гордумы Ижевска Сергей Щукин. По его словам, в их комиссии представлены депутаты от всех фракций Гордумы: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Патриотов России», поэтому решение коллег будет взвешенным и в интересах детей, родительской общественности и педагогических коллективов.