Как же без ДПС? Идея оформлять ДТП без полицейских вызвала множество споров в Ижевске

Владислав Мымрин

 

Бурное обсуждение среди автолюбителей Ижевска вызвала информация о том, что глава МВД России Владимир Колокольцев готовит закон, согласно которому сотрудники ДПС не будут выезжать на аварии без пострадавших. Корреспондент «ДЕНЬ.org» выслушал точки зрения представителей ГИБДД, автолюбителей, страховых компаний и автоюристов и узнал, чем может быть чревато такое нововведение.

Фото: autolynch.ru«Действительно, такая инициатива обсуждается, — комментирует широко критикуемый закон, который может быть принят уже в следующем году, начальник 1-го отдела УГИБДД МВД по Удмуртии Вениамин Вычужанин. — Это позволит высвободить личный состав. У нас сотрудники полиции сегодня тратят до шести часов в день на оформление царапин и потертостей, представляете? Они не занимаются выявлением пьяных водителей, не ищут похищенный транспорт, они оформляют царапины».

Фото: enjoy-cars.ruСами автолюбители крайне взволнованы этим нововведением. Они боятся, что такая новелла в законодательстве может принести немало проблем. Активист общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» Александр Сушко считает такой закон непродуманным.

«Мне кажется, они немного поспешили с этой инициативой. Много неясностей в данном приказе. Ведь не всегда все участники происшествия единогласны в исходе ДТП. Как быть в случае разногласий? Также высока вероятность роста автоподстав. А если в аварии виновно третье лицо, фактически не участвовавшее в ДТП? Пока много вопросов и мало ответов, — говорит активист. — В принципе, я не против, но сначала надо все продумать и научить людей пользоваться европротоколами (бланк, который участники ДТП могут заполнить без сотрудников ДПС. — Прим. ред.). Очень немногие сейчас оформляют ДТП без вызова экипажа ГИБДД. Да и страховые тоже не всегда согласны с европротоколом. Когда этот „сегмент рынка“ оформится, то можно и дальше двигаться».

Фото: amsrus.ruК такой «самостоятельности» водителей начали приучать еще с июля 2015 года. Тогда в силу вступил закон, согласно которому они должны освободить место ДТП, зафиксировав все произошедшее на фото и видео, после чего ехать для дальнейших разбирательств в страховую компанию либо в ГИБДД. Правда, начать действовать на практике такое новшество не может даже спустя почти полтора года.

«В ПДД есть пункт, который гласит, что участники дорожного движения должны убрать автомобили с проезжей части, самостоятельно зафиксировать факт ДТП, вне зависимости от того, согласны они с мнением другого участника или нет, после этого информировать о случившемся дежурного и действовать по его указаниям, — рассказывает Вениамин Вычужанин. — Это требование у нас почему-то в жизнь пока воплощается очень сложно».

Многие автоюристы, сталкивающиеся со спорами, возникающими после самостоятельной фиксации ДТП автолюбителями, крайне недоброжелательно относятся к грядущим переменам, а существующий ныне европротокол и вовсе называют уловками от страховых компаний. Автоюрист Илья Старцев говорит, что хотел бы оставить все так, как есть.

Фото: zr.ru«Если изменения действительно наступят, это будет плюсом для страховых и минусом для автолюбителей. Большинство людей не обладают техническими и юридическими познаниями и могут допускать ошибки при оформлении европротокола, а страховые этим пользуются, — говорит юрист. — Тем более в некоторых спорных случаях без сотрудников ДПС просто не обойтись. Например, столкнутся четыре автомобиля и каждый из их владельцев не будет считать себя виновником — как их повреждения и характер ДТП зафиксировать без сотрудника ГИБДД?»

Он отметил, что выплаты в случае, если автолюбители решили разобраться с проблемой полюбовно и поехать напрямую в страховую компанию, не превысят 50 тысяч рублей, что зачастую бывает чревато тем, что люди, обнаруживая скрытые повреждения, ремонт которых не может покрыть размер полученной страховки, вынуждены устранять их за свой счет. Таким образом, по мнению юриста, после введения новшества страховые компании получат больше свободы для проведения подобных авантюр.

Между тем сами страховщики утверждают, что заинтересованы в участии правоохранительных органов, поскольку без полицейских рассудить спорный случай будет просто некому, так как любое другое лицо будет отстаивать чью-либо позицию и не сможет дать непредвзятую оценку произошедшего.

Фото: job43.ru«Есть множество случаев, когда вмешательство полиции необходимо. Очень часто бывает нужен арбитр, который будет выступать третьим лицом в спорных вопросах, поэтому если инициативу рассматривать абсолютно, то я отношусь к ней негативно, — комментирует директор ижевского филиала страховой компании Сергей Черных. — А вообще, думаю, не получится такое сделать, потому что бывают скрытые повреждения, сумма которых составляет более 50 тысяч, и если они бывают, то в любом случае нужно вызывать инспектора. Если водитель не согласен со своей виной, тоже должен вмешаться инспектор. Сами страховые компании не смогут объективно решать спорные вопросы, потому что априори будут на стороне своего клиента».

Вениамин Вычужанин к закону относится вполне серьезно, однако, как и многие другие, утверждает, что принимать его стоит лишь после того, как будет повышен порог по страховым выплатам.