Роковой Бродский. К стихам русского поэта в столице Удмуртии в гармонии подобрали джаз и рок-музыку

Александр Поскребышев

Ижевск стал вторым городом после российской столицы, увидевшим и, самое главное, услышавшим музыкально-поэтическую «конструкцию» «Реки и улицы. Путешествие по смыслам и звукам». Виолончелист Борис Андрианов, пианистка Валерия Коган вместе с актером театра «Современник» Артуром Смольяниновым исполнили стихи Иосифа Бродского, подобрав к ним музыку — сочинения Баха, Пёрселла, Шуберта, Шопена, Рахманинова, Шнитке, Соллима и свои авторские композиции в джазовой и даже в рок-стилистике. По мнению обозревателя «ДЕНЬ.org», эту «конструкцию» надо обязательно послушать. Как минимум дважды…

В будущем творческое трио Смольянинов — Андрианов — Коган собирается для атмосферы добавить в свою театральную конструкцию видео, световую партитуру и записать спектакль на диск. Фото: Александр ПоскребышевНепредсказуемость смыслов слов

— Еще вопросы, пожалуйста, — попросил Артур Смольянинов, коротко ответив на пресс-конференции «после матча» на избитое репортерское любопытство «что вам удалось увидеть в Ижевске?»

Разумеется, я понимал, что этот вопрос и подобный им «что вы успели попробовать?» продолжают задаваться коллегами для «звезд шоу-бизнеса». Но после проникновенного и откровенного спектакля было неуместно ставить их первым порядком.

— Какое место занимает музыка в вашей жизни? — новый корреспондентский вопрос был гораздо ближе к теме.

После выступления на сцене специально для автограф-сессии и брифинга для прессы Артур Смольянинов надел темные очки. Фото: Александр Поскребышев— Важнейшее место во всех смыслах! — отреагировал актер, настроенный в оригинальном регистре — говорить иронично, но не забывая о главном. — Может быть, для кого-то в начале было слово, а мне представляется, что все началось со звуков. Как из пустоты и темноты возник свет, так из тишины возник звук, который потом стал словами.

— А давно ли возник ваш «роман» с музыкой?

— О! Это не роман! Я бы сказал, что это семейная жизнь. Для меня в музыке нет жанров, а есть музыка хорошая и вся остальная. Даже голимая попса тоже может быть хорошей, — ответил Артур Смольянинов, который, по его же признанию, питал здоровую склонность к русскому року и к року вообще. — Думаю, что если к музыке добавляются слова, то они должны наделяться смыслом. Не вторичным и не скучным. Причем в этом смысле должна быть непредсказуемость. Для меня это может быть и гениальный исполнитель, и прекрасный мелодист Робби Уильямс. По-настоящему великая музыка находится для меня вне жанров. К какому жанру можно отнести Queen? Это что — рок, поп, опера или балет? Это просто гениально и всё!

«Что за дядя Иосиф?»

В разгоравшемся огоньке разговора от звуков пора было переходить к слову. Знакомство Смольянинова с поэзией Бродского произошло еще в театральном институте, когда его однокурсник делал курсовую работу по стихотворению «Посвящается Ялте».

— Эта работа меня зацепила, и после большого перерыва я окончательно окунулся в поэзию Бродского, когда в «Современнике» мы сделали спектакль «Горбунов и Горчаков», — актер, сыгравший Горчакова, говорил о постановке Евгения Каменьковича, театрализовавшего эту «очень странную» поэму. — Именно после этого спектакля я заинтересовался личностью автора: «Что за дядя?»

Волшебное совпадение и кипящая работа

Пока Артур Смольянинов общался с прессой, Борис Андрианов и Валерия Коган не упускали возможности шутить без слов. Фото: Александр Поскребышев— Поэзия близка к музыке, потому что имеет ритмическую фактуру. Поэзия — это всегда ритм, а ритм — это всегда музыка, — Артур Смольянинов переключился ближе к «Рекам и улицам». — Мы же не с потолка придумали все свои музыкальные вещи. Они рождались из некоего «облака» и из того, что ты чувствуешь, а еще из конструкции стиха, из того, как он построен. Ты слышишь форму и ощущаешь, как к тебе приходит музыка. Имею в виду музыку, которая написана нами. Музыка Стравинского во сне ко мне не приходила.

— А как происходило конструирование в спектакль уже не авторских мелодий, а подбор композиторских сочинений? — с вопросом к Борису Андрианову обратился обозреватель интернет-газеты «ДЕНЬ.org».

— Они как-то «легли» на стихи очень быстро. Буквально за два дня, и это была самая продуктивная и самая легкая наша репетиция, — с усмешкой рассказывал виолончелист. — Артур сидел с моим телефоном и выбирал  музыку: «Ага, эта не подойдет, а вот эта отлично подходит». Самое удивительное, что, когда мы подобрали музыку и Артур стал читать под нее стихи, у нас все идеально совпало.

— Неким волшебным образом они «вставали друг в друга» секунда в секунду! Размер в размер! И получалась целостная конструкция, — Артур Смольянинов выражал восхищение. — После той репетиции я сказал Боре: «Ты ничего не делаешь, я ничего не делаю, а работа кипит!»

«Ялта» похожего направления

Борис Андрианов. Фото: Александр ПоскребышевСпектакль «Реки и улицы. Путешествие по смыслам и звукам» продолжил режиссерскую работу Артура Смольянинова, несколько лет назад дебютировавшего с постановкой спектакля «Посвящается Ялте» — одноименного и одушевленного детектива Бродского.

— В какой-то степени они походят на одно направление, — немного неуверенно предположил Борис Андрианов, но его следующая фраза объясняет слышимое ощущение неуверенности: — Вся инициатива здесь исходит от Артура. Поначалу я не был сторонником идеи наложения музыки на стихи Бродского. Тем более что сам поэт, как мне кажется, не очень любил, когда его стихи поют. Хотя в то же время что-то настоящее очень часто получается в трениях и спорах. А у нас в спектакле все эмоциональные и все спорят…

После этой фразы виолончелист и стоявшая рядом пианистка дружно заулыбались.

Кстати сказать, музыка к «Ялте» подбиралась в такой же экспрессивной полемике, как и к «Рекам».

Валерия Коган не только играет на фортепиано, но и быстро сделала прекрасные аранжировки для трех инструментов. Фото: Александр Поскребышев— Оказалось, что Соната Шнитке для виолончели и фортепиано идеально подошла к поэтическому тексту, — посчитал музыкант. — Самое важное, что и в «Ялте», и в «Реках» нам удалось выдержать цельность формы.

Интересно и то, что от замысла до сценической музыкальной материализации «ялтинской» поэзии понадобилось около полутора лет.

Поначалу художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек и ведущий актер труппы Сергей Гармаш не хотели, чтобы этот спектакль попадал в афишу.

— Никуда не годится! Убирайте все! — мэтры имели в виду первую версию декораций и постановку света.

Благо, что режиссер-дебютант Артур Смольянинов поменял сценографию, и «Посвящается Ялте» идет в «Современнике» уже третий сезон…