Отреставрированный музей-усадьба Чайковского встречает посетителей «разбитым» окном

Анна ВАРДУГИНА

1 апреля музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске открылся для экскурсий после реконструкции, продлившейся больше полутора лет. Он оставляет впечатления «казенного дома», в котором при внимательном взгляде можно обнаружить присутствие семьи Чайковских.

[ФОТОАЛЬБОМ]

 

Юбилей Петра Ильича Чайковского оказался для музея чрезвычайно своевременным: первая экспозиция здесь открылась 75 лет назад, в 1940-м, и с тех пор капитального ремонта в самом доме не было. Подготовка к торжествам позволила потратить на реконструкцию 146 миллионов рублей, большая часть из которых поступила из республиканского бюджета.

 

«Новодел» со смыслом

В первые минуты переживший ремонт дом кажется посетителям «новоделом». Стены выкрашены без эффекта состаривания, и насыщенность оттенков (во всех комнатах разных) бросается в глаза. На обивке мягкой мебели и на портьерах нет потертостей: современные ткани еще долго не потускнеют. По полу жалко ступать, таким новым он выглядит. Кажется, от старого дома остался только фасад: в ходе реконструкции были отремонтированы стены, полы, потолки, вентиляционные шахты, камины и печи. Были заменены даже оконные рамы.

Обычно осовремененные детали интерьера не идут на пользу историческим домам: они сразу начинают выглядеть подделкой «под старину». Но в воткинской усадьбе, построенной в 1806 году, свежесделанный ремонт оказался уместным. Наверное, именно так чувствовала себя семья Ильи Петровича Чайковского, въехавшая в 1837 году в казенное жилье начальника Камско-Воткинского горного завода, которое к приезду подполковника с домочадцами, конечно, отдраили до блеска. Чтобы подчеркнуть эту атмосферу новоселья, музейные сотрудники перед экскурсией запускают через порог кошку.

Почувствовав эту историческую параллель, поставив себя на место Ильи Петровича, его жены Александры Андреевны или одного из их детей, посетители начинают замечать присутствие в доме именно этой семьи.

 

Книги, бильярд, карты и музыка

Именно на этой оркестрине, привезенной из Петербурга, Петя Чайковский слушал музыку Моцарта, Беллини и ДоницеттиПогружению в повседневную жизнь Чайковских помогают десятки мелочей: виолончель, небрежно прислоненная к креслу в музыкальном салоне (на ней играла жена Ильи Петровича); старые книги и рукописи, оставленные в беспорядке на столе в рабочем кабинете и на раскрытом бюро; незаконченная вышивка, розданные карты на ломберном столике в бильярдном салоне. Бильярдного стола, кстати, в музее-усадьбе раньше не было: его купили для новой экспозиции в уверенности, что в доме начальника завода в 19 веке эта игра наверняка была в чести. А вот оркестрина – механическое пианино – осталась та самая, которая была выписана для маленького Пети Чайковского из Петербурга, когда родители поняли, что мальчик не на шутку увлечен музыкой.

Именно эта страсть Пети Чайковского нашла отражение в настоящей «первоапрельской шутке» музейщиков: одно из окон в доме расходится трещинами от удара, - разумеется, нарисованными. Согласно семейной легенде Чайковских, однажды мальчик с таким воодушевлением выстукивал на стекле поразившую его мелодию, что разбил его.

 

Из XIX века – в XXI

Смешение настоящего и прошлого, общего и частного (рисующего эпоху и жизнь конкретной семьи) проходит через всю экспозицию. Главная модернизация пространства старинного дома коснулось мультимедийных технологий.

Большая часть мебели в музее не принадлежала семье Чайковских, но точно соответствует времени их жизни в ВоткинскеВ начале экспозиции появилась огромная сенсорная панель, которая знакомит посетителей с генеалогическим древом Чайковских. Достаточно «кликнуть» на имя одного из Чайковских, и на экране тут же появляется подробная биографическая справка.

В мезонине установлен экран площадью 12 квадратных метров: для небольшого помещения это так много, что изображение на экране выходит за пределы периферийного зрения и посетители оказываются буквально внутри кинокартинки. На экране транслируются фильмы, рассказывающие о постановках сочинений Петра Ильича Чайковского в разных театрах мира.

«Прочувствовать музыку», - называют музейщики эффект от просмотра полноэкранного видео в старом мезонине. Если это сработает, от избытка эмоций можно побарабанить пальцами по стеклу. Главное – не разбить. Следующий юбилей Чайковского и возможная реконструкция еще не скоро.

Увидеть в интерьерах усадьбы Петю Чайковского, его первую учительницу музыки и других домочадцев удастся только первым посетителям обновленного музея