Когда доест грибок. Удмуртия рискует потерять редкие фонды Нацбиблиотеки

Людмила НЕЗНАМОВА

Планировалось, что 15 мая 2015 года Президент Удмуртии Александр Волков перережет красную ленточку, и чиновники всех мастей зайдут в здание реконструированной Национальной библиотеки УР. Не сбылось. И глава республики у нас теперь другой, и реконструкция здания на Советской, 11 так и не завершилась. Более того, в планы Министерства культуры и туризма УР на 2015-16 годы ремонт здания Нацбиблиотеки тоже не вписался.

 

Не вышло

История так и не состоявшейся реконструкции Нацбиблиотеки УР началась довольно шумно. С 2009 года здание на Советской,11 неоднократно закрывали за нарушение противопожарных норм. Администрация библиотеки и Минкульт УР предписания пожарных игнорировали, и в июне 2011 года решением Верховного Суда УР здание Нацбиблиотеки, находящееся в аварийном состоянии, было закрыто.

К этому же времени относится и заявление теперь уже бывшего министра культуры Дмитрия Иванова, сообщившего о том, что на 2011 год запланированы проектные работы по реконструкции здания. Проект тогда оценили в 1 млрд. рублей. Бывший Президент УР Александр Волков посчитал, что максимум, который может вложить республиканский бюджет в реконструкцию библиотеки – это 400 млн рублей, о чем и было заявлено на официальном уровне.

Об этой сумме начали говорить чиновники от культуры, подразумевая возможную федеральную поддержку проекта. Назывались даже конкретные сроки – работы по реконструкции должны были завершить в течение 2012 года. Однако, в августе 2012-го Александр Волков во время рабочей встречи с руководством Нацбиблиотеки, представителями Минстроя УР и проектировщиками сдвинул сроки, заявив о том, что здание на Советской,11 откроет свои двери в мае 2015-го.

 

Переехали

За прошедшие пять лет полтора миллиона книг из фондов Нацбиблиотеки УР частью развезли по новым адресам, частью оставили храниться в старом здании. По поводу ремонтных работ информации как не было, так и нет: библиотекари молчат, ничего не зная, администрация библиотеки попросту боится хоть что-то говорить, чиновники от культуры выжидают.

Почему, ясно. Возглавивший республику после отставки Александра Волкова его тезка Соловьев дела принял, но, по всей видимости, денег на реконструкцию здания библиотеки в доставшихся ему бумагах предусмотрено не было. А если и были, то пошли на какие-то иные статьи расходов.

Эта ситуация лишний раз доказывает, что выполнение долгосрочных планов развития Удмуртии зависит, по сути, от того, сколько будет править тот или иной ее руководитель. Смена власти означает обнуление планов и создание новых, как говорится, с чистого листа. Иначе «пропажу» 400 млн рублей, выделенных на реконструкцию Нацбиблиотеки УР, не объяснить.

Вряд ли знает об их судьбе и министр культуры Владимир Соловьев, который к заявлениям своего предшественника Дмитрия Иванова отношения не имеет. О реконструкции Национальной библиотеки УР новый министр пока что ничего не говорил, хотя ситуация обязывает: самым ценным фондам Нацбиблиотеки УР – редким книгам (7 тыс. единиц) – угрожает грибок.

Сейчас эти фонды располагаются в здании архива на ул. Удмуртской, откуда сам Государственный архив УР счастливо сбежал. И это не удивительно – помещение гнилое: там холодно, влажно, царит грибок, являющийся главной бедой книг и бумаг XVIII - начала XX века.

 

В ожидании комиссии

Руководство библиотеки и радо бы ситуацию не афишировать, но в апреле в столицу республики должна прибыть федеральная комиссия: после пожара в ИНИОН (библиотеке Института научной информации по общественным наукам), уничтожившего 5,42 млн. экземпляров изданий, по всей стране идет проверка ценных библиотечных фондов.

Опасаясь выводов, которые могут сделать члены комиссии, администрация Нацбиблиотеки УР, по информации «Д», решила перевезти наиболее ценные фонды в помещение Республиканской библиотеки для детей и юношества, где уже нашли временный приют несколько отделов Нацбиблиотеки. Но и в этом здании отсутствуют необходимые условия для хранения старых книг: влажность воздуха – 40-60 процентов, температура воздуха на уровне 18-22 градусов, отсутствие прямых солнечных лучей и т.д. Да и само соседство сотрудников и старых книг опасно: люди будут дышать пылью и грибком, книги – ссыхаться в тепле.

Легко предположить, что федеральным экспертам из состава комиссии будет рассказано о том, что редкие книги ждут, когда, наконец, будет отремонтировано положенное им здание. Правда, когда этот ремонт случится, никто не знает. На вопрос корреспондента «Д» о том, существуют ли какие-то планы по ремонту здания на Советской,11, директор Нацбиблиотеки УР Галина Калинина ответила, что они существуют, но планы так и остаются планами, поскольку добиться их финансирования не получается. Что же касается фондов старых книг, то, по ее словам, их надлежащее хранение можно обеспечить лишь в отремонтированном здании библиотеки, но на сегодня лучший вариант для их хранения – помещение библиотеки для детей и юношества.

Директор Нацбиблиотеки УР Галина КалининаВопросы, адресованные ей, госпожа Калинина комментировала крайне неохотно, а потом и вовсе сказала, что на них должны ответить в Министерстве культуры УР. Но в отделе социально-культурной деятельности корреспондента «Д» отправили к заместителю министра Петру Данилову. А тот, в свою очередь, потребовал от редакции предоставить официальный запрос.

И директора библиотеки, и чиновников можно понять. У Галины Калининой в мае 2015 года заканчивается контракт, и она вряд ли хочет, громко заявляя о существующих проблемах, портить отношения как с министерством, так и с руководством республики, которое не может не быть в курсе истории «реконструкции» Национальной библиотеки УР. А в Минкульте УР неохотно идут на общение, поскольку и сами не знают толком, когда, как и на какие средства будет (если будет) ремонтироваться здание на Советской,11.

Круговое молчание объяснимо – раньше Главы Удмуртии Александра Соловьева, который рано или поздно должен принять решение о судьбе здания Национальной библиотеки УР, никто высказываться не станет. А у руководства Удмуртии есть, по всей видимости, более важные проекты. Пока они реализуются, грибок может доесть старые книги.