Несколько дней назад мне довелось съездить на автомобиле в Пермь. Прикамская столица встретила не самым приятным сюрпризом — центральные улицы стали местом платной парковки. Пятнадцать рублей в час — сумма невеликая, но, как выяснилось, не только металлическая мелочь, но и вообще любая наличность как средство оплаты парковки не подходит. Паркоматы работают только с картами, есть возможность оплатить парковку через терминалы Qiwi, но большинство из них берут только купюры.
Дискриминация наличности
Следующий день встретил меня удивительной новостью о принятии Госдумой России в первом чтении законопроекта об организации дорожного движения в Российской Федерации. Так вот, помимо прочих невеселых новшеств, о которых пойдет речь чуть ниже, этот закон огорошил пунктом о том, что зона платной парковки должна быть оборудована автоматизированной системой наличной и (или) безналичной оплаты. То есть, видимо, уже не действует положение Гражданского кодекса России о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, а платежи в рублях осуществляются наличным и безналичным образом. Про «или» там ничего не сказано.
Автомобилист не обязан иметь телефон, банковскую карту и так далее. Если час парковки стоит 15 рублей, то для того, чтобы не стать нарушителем, ему достаточно иметь эту сумму и намерение расстаться с ней в пользу муниципалитета. Однако в маниакальном желании запустить все новые и новые поборы наши власти не останавливаются перед подобного рода нормативными нестыковками.
Парковочная эпидемия
Ижевчане, до сих пор избавленные от парковочных поборов, могут не радоваться. Наверняка с принятием этого нового закона об организации дорожного движения парковочная эпидемия доберется и до Удмуртии. Название закона говорит само за себя — то, что мы считали раньше организацией дорожного движения, в свете последних решений таковой не являлось. Правильная организация движения — это тотальные поборы. Каждый метр дороги и каждый сантиметр парковочного пространства должны приносить деньги.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его принятие во многом связано с необходимостью увязать размещение объектов капитального строительства с требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения. Правильная, казалось бы, идея — как говорится, лучше поздно, чем никогда. Проблема в том, что в пояснительной записке этой проблеме уделено больше внимания, чем в самом законе. Статья 14, посвященная теме увязки дорог и парковок со строительством зданий, исчерпывается лаконичной формулировкой: «Требования к обеспечению эффективности организации дорожного движения должны быть учтены при размещении объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».
Вот, собственно, и все, что правительство России, внесшее проект в Госдуму, сочло нужным законодательно закрепить. Видимо, главное в законе не это, а легитимация платы за любой клочок земли, на котором вы дерзнули припарковать свой транспорт, и предоставление права властям взимать плату не только за парковку, но и за сам факт въезда на определенную территорию.
«Платон» оказался присказкой
Система взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам («Платон») стала всего лишь присказкой. Сказка будет состоять в том, что этот самый «Платон» или его «младшие братья» доберутся до каждого межквартального проезда. Процесс стартовал еще до принятия законопроекта, о котором сейчас идет речь. Несколько дней назад распоряжением главы правительства Удмуртии создана рабочая группа по проектам внедрения системы взимания платы с грузового транспорта, движущегося по региональным дорогам. По сути, группа создана под инвестиционный проект «Ростелекома», готового вложить огромные деньги в создание новых стационарных и передвижных пунктов видеофиксации, естественно, на условиях участия в распределении средств, которые потом будут получены в качестве платы за проезд.
Еще одна новость последних дней — проект Ижевской агломерации помог Удмуртии получить добро на выделение в 2017 году 625 млн рублей на ремонт основных магистралей в Ижевске и в радиусе 100 километров от столицы Удмуртии. Один из основных критериев отнесения населенного пункта к агломерации состоит в том, что там должна присутствовать так называемая маятниковая миграция населения — утром люди едут на работу в город, вечером возвращаются домой в города-спутники или загородные поселки.
На сегодняшний день основное средство передвижения для таких мигрантов — личный автомобиль. Однако за последнее время государственная политика разворачивается от всяческого поощрения приобретения автомобилей к созданию условий для массового отказа от них. Автомобиль, перешедший с середины прошлого века из разряда предметов роскоши в массовое средство передвижения, приобретает новое качество — из-за всех этих поборов и ограничений он становится обузой.
Времена меняются
В течение ближайших лет может поменяться образ жизни многих наших сограждан, связанный с ежедневным передвижением на собственном автомобиле. В законопроекте сказано, что, вводя ограничения или плату за въезд на определенные городские территории, власти обязаны осуществить компенсационные мероприятия, такие как повышение качества работы общественного транспорта, развитие инфраструктуры для движения велосипедов и так далее. Автоматически это повлияет и на потребительское поведение в других сферах. Например, будет нанесен удар по практике еженедельных семейных закупок в гипермаркетах-дискаунтерах. Плата за парковку и въезд в определенные части города станет аргументом в пользу ежедневных покупок в магазинах у дома.
Женский пенсионерский актив есть почти в каждом доме, особенно в старых центральных кварталах, и эти женщины, пожалуй, прозорливее любых экспертов. Надпись: «Убирайте свои консервные банки на парковку!», обнаруженная мной недавно на двери подъезда, оказалась пророческой. Только нам, скорее всего, не придется отгонять свои автомобили на какие-то дальние парковки. Автомобиль останется ночевать там, где и раньше, только это место будет обозначено в специальном реестре, ведение которого также предусматривается законопроектом, и за него придется платить.
Заканчивается автомобильная вольница, возникшая в тот момент, когда количество машин победило стихийный парковочный рынок, пришедший к нам из девяностых. Место полукриминальных дельцов парковочного бизнеса теперь займет «большой брат» — государство и связанные с ним крупные корпорации. Так что рано или поздно нам придется заплатить за то, что поддались зазывным улыбкам красочной автомобильной рекламы. Времена, они меняются, как поется в песне нобелевского лауреата Боба Дилана, туман безоглядного потребительства рассеивается и на смену вечным счастливцам из рекламных роликов приходит мытарь, вооруженный всеми чудесами современных технологий администрирования.