Тренер Максима Вылегжанина: над российскими лыжниками занесли «топор», но они готовы защищаться

Александр Поскребышев

На следующей неделе должно появиться решение Международной федерации лыжного спорта (FIS) о временном отстранении от соревнований российских гонщиков, включая Максима Вылегжанина. Личный наставник спортсмена из Удмуртии и старший тренер одной из дистанционных групп сборной России Олег Перевозчиков в эксклюзиве для «ДЕНЬ.org» рассказал о возможной реакции его подопечного на два варианта вердикта FIS — либо на разрешение на продолжение выступлений в мировой лыжной элите, либо на продолжение запрета.

Максим Вылегжанин. Фото: zonews.ruВыжидательная позиция в готовности к сопротивлению

Стоит напомнить, что время атаки на российских лыжных гонщиков было выбрано крайне тенденциозно. Вскоре после завершения второго этапа Кубка мира в норвежском Лиллехаммере (в середине декабря) FIS на неопределенный срок отстранила наших атлетов.

Олег Перевозчиков. Фото: biathlon-family.ru— Когда речь заходит о независимом расследовании, как мне кажется, в первую очередь должны учитываться интересы спортсменов, — высказывает свое мнение Олег Перевозчиков. — Поэтому «дела» лыжников целесообразней было рассматривать до начала зимнего сезона. Но международные спортивные организации и Всемирное антидопинговое  агентство выбрали другую «схему». Причем если время предъявления претензий было выбрано специально, то можно говорить даже не о продолжении откровенной русофобии, ставшей политическим трендом для Европы и Америки, а о недальновидности и непрофессионализме деятелей международного спортивного движения и борцов с допингом. Вместо того чтобы заниматься популяризацией и развитием спорта, все они дружно переключились на поиски негатива. Я согласен с тем, что нужно бороться с использованием запрещенных препаратов, и ратую за чистую и честную спортивную борьбу. При этом руководство МОК, FIS, WADA тоже должны вести открытый, честный и объективный диалог со спортсменами и тренерами. Пока же, повторю, мы видим только одно — поиски негатива, которого зачастую попросту нет.

На взгляд специалиста, декабрьским решением об отстранении гонщиков FIS «как бы занесла топор над их головами, но еще не рубанула».

— На данный момент нам ничего не остается, как принять выжидательную позицию. Хотя, как известно, если ты молчишь, значит, соглашаешься с тем, как с тобой поступают. Поэтому нам надо продемонстрировать не только свое непримиримое отношение к допингу, но и готовность к сопротивлению и защите чести, достоинства и репутации в правовом поле, — рассуждает Олег Орестович.

Скоростная работа рядом с курортом

Вскоре после выступления на втором этапе мирового трофея в Норвегии и непродолжительного цикла подготовки в швейцарском Давосе Максим Вылегжанин вместе с другими лыжниками из группы Перевозчикова вернулся из Европы в Россию.

Фото: kp.byНаши спортсмены «сели» на тренировочный сбор на Хмелевских озерах — в дальних окрестностях олимпийского Сочи, где начали подводиться как к «Тур де Ски», так и с дальним прицелом к февральскому чемпионату мира в финском Лахти.

В условиях среднегорья они занимались развитием скоростных качеств и скоростной выносливости.

Информация о временном отстранении застала Вылегжанина на сочинской спортивной базе, и вместо поездки на европейский «Тур» в конце декабря Максим был вынужден совершить внеплановый визит на малую родину. А вот остальная часть атлетов из группы Олега Перевозчикова и сам тренер вылетели в Швейцарию, где 31 декабря открывался 11-й по счету «Тур де Ски».

— В Ижевске Макс самостоятельно тренировался на трассах спортивного комплекса имени Галины Кулаковой, ни на день не прекращая плановую работу по подготовке к мировому чемпионату-2017, — подчеркивает господин Перевозчиков. — Единственный минус состоял в том, что я не мог проконтролировать и скорректировать тренировочные планы. Это лучше всего делать в непосредственном контакте со спортсменом. Здесь даже видеосвязь через Интернет не столь помогает. Надо понимать, что тренировки тесно связаны между собой, и заранее написанные планы выглядят некоей условностью, потому как коррективы по интенсивности нагрузки или изменения в формате выполнения упражнений нередко приходится вносить даже не после тренировки, а по ходу ее. Кроме того, проверить качество проделанной тренировочной работы в соревнованиях с высоким уровнем конкуренции у Вылегжанина не получилось.

Чемпион Удмуртии после длительного перерыва

Отметим, что решением FIS отстраненные российские гонщики не имели права принимать участие в любых стартах из календаря этой международной организации. В тот же момент они могли состязаться на национальных, региональных и ведомственных гонках в России.

Фото: tvc.ruС учетом этого Максим Вылегжанин воспользовался первым же подходящим шансом и опять же впервые за последние десять лет выступил на двухсекционном открытом чемпионате Удмуртии.

Причем трехкратный серебряный призер Олимпиады-2014 и чемпион мира-2015 в скиатлоне выиграл две гонки из программы республиканского первенства.

— В каком психологическом, эмоциональном и функциональном состоянии находится сегодня Максим? — в проявлении эмпатии обозреватель «ДЕНЬ.org» посчитал, что не нужно лишний раз тревожить гонщика в непростой для него период, и задал этот интерес его личному тренеру.

— В душу человеку заглянуть всегда сложно, но мы с Максом работаем вместе очень долго, и поэтому мне даже визуально можно достаточно точно определить его актуальное состояние. Как мне представляется, он не делает трагедии из произошедшего, никакой паники не испытывает, остается хладнокровным и настроен на скорое возвращение в мировой лыжный пелотон. Хотя заметно, что Максим с нетерпением ожидает решения FIS.

По информации Олега Перевозчикова, это решение FIS должна вынести на следующей неделе и оно будет единым по всем отстраненным лыжникам.

— Насколько я знаю, в режиме видеоконференции FIS должна будет выйти на связь с Вылегжаниным, чтобы получить его показания. При этом я абсолютно не знаю, что подразумевается под «получением показаний». Все допинг-пробы, которые сдавал Максим в присутствии антидопинговых комиссаров, давно запротоколированы. И именно эти комиссары несут ответственность за апробирование, доставку и транспортировку проб. И ни разу он не был заподозрен и тем более уличен в употреблении запрещенных препаратов. Если в FIS еще раз хотят услышать это, то они услышат это. Как и то, что Максим выступает против допинга и за чистый спорт.

Две реакции на две редакции в решении

Пока российские гонщики не получат окончательного решения FIS, им предстоит набирать количество соревновательных простартовок. Вслед за чемпионатом Удмуртии Максима Вылегжанина можно будет увидеть на первенстве центрального совета общества «Динамо», которое пройдет на трассах Кулаковского лыжного центра (гонки состоятся 17 и 19 января, начало стартов в 10:30).

Накануне вердикта FIS в разговоре с Олегом Перевозчиковым важно было уяснить особенности возможной реакции тренера и его подопечного.

— Если FIS снимает отстранение, то Максим однозначно поедет на очередные этапы Кубка мира в шведских Ульрисехамне (21–22 января) и Фалуне (28–29 января), — заглядывает в недалекое будущее наш собеседник. — На этих этапах для Вылегжанина будет важен не столько результат, сколько показатели его функционального состояния. Самым главным для него будет влиться в поток лыжной элиты и почувствовать реакцию соперников. Кстати сказать, если поначалу большинство лидеров мировых лыж были настроены агрессивно по отношению к отстраненным россиянам, то сейчас многие уже высказывают полярные мнения: «Это ничем не обоснованное и бездоказательное отстранение несправедливо. Российским лыжникам не предъявлено никаких обвинений. Поэтому решение является нарушением прав спортсменов и прав человека». Не хотелось говорить о продлении временного отстранения, но если это произойдет, то мы будем обращаться за помощью к квалифицированным адвокатам и защищать попранные права. И у нас есть люди, готовые нам помочь…