Любовь за решеткой. Осужденная рассказала, почему решила выйти замуж, отбывая наказание в Удмуртии

Оксана Катаргина

 Фото: архив ИК-12Со своим нынешним мужем осужденная ИК-12 познакомилась еще несколько лет назад. Наверное, тогда она еще даже не представляла, что преградой для их семейного счастья станут тысячи километров и колючая проволока женской колонии в Удмуртии. Всему виной один неверный, но роковой шаг — убийство. Однако преступление из категории особо тяжких жениха осужденной не остановило. Корреспонденту «ДЕНЬ.org» заключенная рассказала, почему решила вступить в брак, отбывая наказание, как прошла свадьба в колонии и где молодожены провели так называемый медовый месяц.

В Сарапульской исправительной колонии № 12 отбывают наказание женщины со всей России, которые уже ранее были судимы. 28-летняя Татьяна Ильина из Санкт-Петербурга (имя и фамилия изменены. — Прим. ред.) попала сюда за убийство. До этого девушка была осуждена за кражу. За особо тяжкое преступление заключенная приговорена к 10 годам лишения свободы. Конечно, это полностью изменило всю ее жизнь.

Во время нашего с ней диалога, который состоялся в одном из помещений колонии в сопровождении сотрудников учреждения, девушка, сидя в зеленой тюремной робе за столом напротив меня, рассказала, что со своим 29-летним супругом Сергеем (имя супруга изменено. — Прим. ред.) она познакомилась в 2010 году. Отношения между ними выстраивались как у всех обычных пар: постоянное общение, свидания, которые в дальнейшем привели к совместной жизни. Прожив вместе полтора года, влюбленные решили пожениться.Фото: ©«ДЕНЬ.org»

«Предложение муж сделал еще дома, мы просто не успели чуть-чуть, — стесняясь, рассказывала заключенная. — Сначала он мне СМС присылал, а потом к маме моей пришел и, получается, перед фактом ее поставил. Мама уже догадывалась об этом, она знала, что мы на тот момент уже тесно общались».

Пышной свадьбе помешал лишь один неверный шаг, за который теперь девушка расплачивается вот уже несколько лет.

«Преступление было совершено в 2011 году, в связи с расследованием дела, в связи с судебными заседаниями она уже к нам прибыла в 2013 году, конец срока — в 2021-м», — отметила начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ИК-12 Галина Сутягина.

Сейчас влюбленных разделяют тысячи километров и стена с колючей проволокой женской колонии. Как развернулись обстоятельства в тот самый день, когда было совершено убийство, осужденная рассказывать отказалась.

«Им не хочется вспоминать. Из тех, кто осужден по 105-й статье, очень редко можно что-то вытянуть. Они либо не помнят, потому что в состоянии алкогольного опьянения были, либо было состояние аффекта. Это же все равно шок для любого человека, это же не просто пойти и украсть, ты лишаешь жизни человека. Они стараются здесь забыть», — пояснила Галина Сутягина, которая сидела напротив меня рядом с заключенной.Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Тем не менее проступок Татьяны для Сергея и даже его семьи не стал причиной для расставания.

Свадьба состоялась в колонии перед Новым годом, 27 декабря. Сергей приехал к Татьяне из Санкт-Петербурга.

«Там он работает монтажником», — сказала заключенная.

Родственники молодых, призналась девушка, были не очень рады тому, что бракосочетание пройдет именно в колонии, поэтому предлагали расписаться им чуть позже. Однако молодожены все-таки приняли другое решение. Вступление в брак для Татьяны в первую очередь — это уверенность в завтрашнем дне.Фото: архив ИК-12

«Гарантия, наверное, какая-то того, что тебя уже там ждут, мне есть к чему стремиться», — пояснила осужденная.

В костюмерной клуба колонии, по словам Галины Сутягиной, много платьев, однако девушке они были не по размеру.

«Мне все платья были большие, да и Сергей был против одежды из колонии», — сказала девушка. Поэтому белое платье жених привез сам. Перед бракосочетанием невеста волновалась не сильно, больше всего ее все-таки смущал факт того, что свадьба состоится в исправительном учреждении.

«Если честно, я думала, что будет хуже, — поделилась впечатлениями Татьяна. — Приехал сотрудник загса, включалась музыка — вальс Мендельсона, обменивались кольцами, фотографировались, нам зачитали речь».Фото: архив ИК-12

Поздравить молодых приходила подружка невесты, тоже заключенная колонии. Памятные фотографии вместе с кольцами Сергей увез с собой — в колонии драгоценные украшения запрещены.

«Он женился впервые, он не отбывал в местах лишения свободы никогда, но, несмотря на это, он ее поддерживает. Значит, он понимает, на что он идет, значит, любовь-то все-таки есть, значит, она нужна ему, несмотря на ее прошлое», — отметила Галина Сутягина, которая работает в исправительном учреждении уже больше десяти лет.

На ее памяти всего в колонии прошло около десяти свадеб, и, как правило, семейная жизнь идет заключенным на пользу — после замужества в колонию не вернулась ни одна женщина.

В отличие от Сергея у Татьяны это уже второй брак, но для нее он многое значит. По словам осужденной, заключение брака стимулирует ее освободиться досрочно.

«Потому что у нас уже семья, даны какие-то обещания, появились обязанности, думаешь уже не только за себя», — пояснила девушка.

Для своего избранника осужденная в дальнейшем хочет быть примерной женой, поэтому планирует научиться готовить.

Во время «медового месяца» лакомствами ее баловал муж, самым вкусным блюдом, говорит девушка, были суши. Отдыхали молодожены, конечно, не на песчаном пляже у моря — в колонии супругам предоставили на три дня комнату для длительных свиданий, где сотрудники учреждения появляются лишь в соответствии со своим распорядком дня.Фото: ©«ДЕНЬ.org»

В этой комнатушке стоит несколько кроватей, есть даже небольшой холодильник. Здесь осужденным позволено ходить не в тюремной робе, а в обычной домашней одежде. Помимо отдельной комнаты в распоряжении супругов общая для всех кухня, ей пользуются и другие осужденные, которым также тут выделены комнаты для длительных свиданий.

«Им разрешено четыре длительных свидания в год. Есть еще краткосрочные свидания, но они ими не пользуются, потому что ехать из Санкт-Петербурга на два часа очень тяжело и физически, и материально. Также им разрешен один телефонный звонок в день не более 15 минут», — рассказала Галина Сутягина.

Этого времени, по словам Татьяны, пообщаться о главном со своим супругом ей хватает. На мой вопрос, тяжело ли поддерживать отношения на расстоянии, она ответила: «Я, наверное, уже привыкла. Первое время только было тяжело».

Кстати, возможность освободиться досрочно у заключенной есть.Фото: ©«ДЕНЬ.org»

«Условия для досрочного освобождения прописаны в статье 175 Уголовного кодекса — это законопослушное поведение, недопущение нарушений правил внутреннего распорядка и выплата иска потерпевшему, то есть возмещение вреда — восстановление социальной справедливости. У данной осужденной предпосылки все есть, она работает в отряде, проявляет себя с положительной стороны, выполняет все разовые поручения», — рассказала Галина Сутягина.

Возможность подачи документов на УДО у заключенной наступает уже в следующем году. Как сложится ее жизнь после колонии, Татьяна уже представляет. В планах у осужденной вернуться на свою работу, до колонии девушка трудилась на производстве оператором.Фото: архив ИК-12

«У нас была взята ипотека, вот Сергей уже остатки последний год платит», — сказала девушка.

В планах супругов — завести детей, в колонии этого девушка делать не собирается, поскольку тогда ее переведут в другое место и рожать ей придется не в обычном роддоме, а в местах лишения свободы.

На мой вопрос, признала ли она свою вину в совершении убийства, заключенная кивнула головой, девушка также добавила, что в содеянном она раскаялась.