Ижевский спектакль, обвиненный в «оскорблении классики», может попасть на «Золотую маску»

Анна ВАРДУГИНА

«Маленькие трагедии» Русского драматического театра Удмуртии едва не оказались в центре такого же острого скандала, как новосибирский «Тангейзер» и наша же «Метель». Но экспертный совет премии «Золотая маска» заинтересовался постановкой отнюдь не из-за шлейфа провокационности: на главном в стране театральном конкурсе от спектакля они ждут умной оригинальной режиссуры и сильных актерских работ.

 Спектакль Русского драмтеатра Удмуртии «Маленькие трагедии» по пьесам Пушкина оказался в числе тех экспериментальных постановок, которые за последние месяцы были осуждены добровольными радетелями за неприкосновенность «великой классики». Премьера спектакля состоялась в конце декабря 2014 года, а уже в январе на стол Главы республики лег донос от зрительницы, которую спектакль оскорбил «опошлением классики», «аморальностью и сексуальной направленностью». Свою жалобу Е.Б. Константинова сформулировала так: «Придя в театр насладиться великой классикой, мы увидели катание на сцене эмалированных ванн, в которых происходит имитация половых актов, помещение вокзала, где пьют из горла водку и пиво, а сотрудники современной полиции одеты в служебную форму, но с прическами в виде хвостиков. Опошлено все…». В заключение двухстраничного доноса с перечислением всех деталей, не понравившихся ей в спектакле, Константинова просила «оградить жителей Удмуртской Республики, молодежь от аморального репертуара театра».

К счастью, Глава республики, министерство культуры и туризма УР и дирекция Русского драматического театра сочли нужным сохранить «Маленькие трагедии» в репертуаре, и в свое время театру даже удалось избежать публичного скандала, связанного с этим зрительским доносом. Спектакль по-прежнему вызывает возмущение консервативного зрителя, но та часть публики, которая готова к эксперименту на сцене и интересуется современным театром, устраивает «Маленьким трагедиям» оглушительные овации.

Кроме того, «Маленькие трагедии» в постановке главного режиссера театра Петра Шерешевского получили высокую оценку московских и республиканских критиков (в том числе восторженную рецензию известного московского театрального критика Андрея Пронина на портале «Кольта»). А в феврале «Маленькие трагедии» вышли на всероссийский уровень: спектакль был показан в Пскове в рамках театрального фестиваля им. Пушкина и стал одним из самых обсуждаемых спектаклей фестивальной программы. Участники фестиваля из разных регионов страны отмечали режиссерскую изобретательность, точность найденных образов, блестящие актерские работы ижевчан.

Не удивительно, что резонанс, который «Маленькие трагедии» получили в профессиональной среде, вывел спектакль на орбиту «Золотой маски» - главной театральной премии страны.  10 апреля в Ижевск на показ «Маленьких трагедий» приедет член Экспертного совета «Золотой маски», театровед Алексей Гончаренко. И, возможно, результатом этого просмотра станет включение ижевского спектакля в программу «Золотой маски-2016».

Остается добавить, что спектакль Петра Шерешевского в этом году уже показывался во внеконкурсной программе «Золотой маски-2015». Пьесу Чехова «Иванов» Шерешевский поставил в Новокузнецке и использовал в этой постановке тот же авторский, современный театральный язык, что и в ижевских «Маленьких трагедиях».