«Черный» SMM. В Ижевске кто-то распространяет объявления о пропаже детей, которых уже давно нашли

Владислав Мымрин

 

Волонтеры, разыскивающие пропавших людей в Удмуртии, сообщили о неизвестных, распространяющих объявления о пропаже детей, которые на самом деле были найдены уже очень давно. Поисковики полагают, что столь циничным образом некоторые SMM-специалисты набирают подписчиков для групп в соцсетях. Корреспондент «ДЕНЬ.org» пообщался с экспертом и узнал: этот способ не единственный в арсенале недобросовестных SMM-щиков.

Фото: ti71.ruПо словам организатора поискового отряда «Регион 18» Марии Видеман, фейковые объявления стали появляться в социальных сетях не менее года назад, но сейчас их стало особенно много. В этих записях сообщается о поисках пропавших детей, причем ребенок может быть найден уже очень давно. Авторы объявлений используют фотографии детей, но изменяют текст. Такие сообщения вызывают в интернет-сообществе серьезный резонанс, молниеносно распространяясь по соцсетям.

«Очень часто нам люди кидают эти объявления и говорят, мол, почему вы ничего не делаете, ребенок же пропал. А потом выясняется, что пропал он, например, четыре года назад и уже давно нашелся. Или было это не в Ижевске, а где-нибудь в Новосибирске, — рассказывает Мария. — Причем понятно, когда они деньги как-то пытаются стрясти, а тут они, наоборот, все контакты скрывают и пишут, что ребенок пропал, поиск, срочно распространите информацию».

Пример фейкового объявления, распространяемого в соцсети. Фото: poiskdetei.ruКазалось бы, зачем кому-то нужно заниматься подобными вещами? На первый взгляд это может показаться чьей-то злой шуткой, коих немало на сетевых просторах. Однако для обычных хулиганов неизвестные действуют слишком методично и массово: идентичные объявления со скрытыми контактами и просьбой о срочном распространении начали появляться по всей стране. Многочисленные лайки и репосты записей позволили сделать вывод о том, что таким образом, откровенно пренебрегая какими-либо моральными принципами, пользуются люди, раскручивающие интернет-сообщества.

Сердобольная общественность весьма бурно отзывается на подобную информацию, активно передавая ее по просторам Сети. На фейковых аккаунтах, с которых посылается объявление, может быть зафиксировано до нескольких тысяч репостов, при том, что в друзьях страницы всего-навсего несколько сотен человек. Отреагировать могут и СМИ, которые пишут о пропаже ребенка. Таким образом определенное сообщество или аккаунт, вбросившее поддельное объявление в массы, наберет желаемую популярность и нужное количество подписчиков, а в конечном счете во всей этой суматохе вряд ли кто-то станет разбираться, кто инициировал панику.

Фото: vk.com (Содружество волонтеров Поиск пропавших детей)Впоследствии группу могут переформатировать и зарабатывать как на паблике за счет рекламы.

По словам специалистов, есть у «черных» SMM-щиков и другие подобные хитрости для набора подписчиков.

«Ну, я думаю, поддельные объявления о лечении — это уже классика, — говорит SMM-специалист Сергей (имя изменено). — К тому же есть несколько способов выуживать деньги в группах в соцсетях».

Разоблачение одного из таких сообществ можно найти в нескольких блогах. Речь идет о поддельных группах «Отдам даром». Дело в том, что в реальных сообществах люди, как правило, делятся бесполезным для них хламом или просто предметами быта в неплохом состоянии, за которые много денег все равно не выручишь. Однако, пользуясь человеческим желанием легкой наживы, SMM-специалисты создают клоны таких групп, где размещают объявления о бесплатной раздаче дорогой техники, мебели и сотовых телефонов. Наивные пользователи соцсетей подписываются на такие группы и активно размещают на своих страницах подобные объявления, создавая популярность данным сообществам.

По мнению одного из разоблачителей этих групп, так создается огромная аудитория, которая может стать хорошей площадкой для заработка или даже мошенничества. Суть схемы проста: администратор группы пишет разместившему на своей странице объявление человеку, что хозяин предмета выбрал именно его, но, чтобы получить свой подарок, счастливец должен перевести определенную сумму — часть, чтобы оплатить дарителю почтовую доставку, часть — за услуги так называемого гаранта, который будет следить за тем, чтобы деньги не ушли на счет мошенникам. Через некоторое время «гарант» сообщает, что псевдохозяин вещи оказался обманщиком, поэтому переведенные ему средства будут возвращены, но оплаченные услуги «гаранта» компенсироваться не будут. В конечном счете оказывается, что «гарант», даритель и администратор группы — это одно и то же лицо.

В фальшивых группах выставляют фото, просто найденное в Интернете.  Фото: ru-fraud.livejournal.comПо словам Сергея, в Интернете есть опубликованный список гарантов, которым можно доверять. Конечно, официально никто из них нигде не зарегистрирован в качестве предоставителя этой услуги, но на просторах интернет-пространства знают, что эти люди успешно выполняют функцию посредника несколько лет и дорожат своей репутацией.

«Есть, правда, некоторые люди, представляющиеся именами этих самых гарантов. Например, они создают похожий никнейм, в котором отличается один символ. Такую подмену никто не заметит. Когда человек переводит такому „гаранту“ деньги, тот исчезает», — говорит Сергей.

Вряд ли кто-то будет искать таких мелких жуликов, потому что пропадающие суммы, как правило, не превышают нескольких сотен рублей. С десятков групп при этом получается неплохой доход без особых усилий. В итоге доверие и к добропорядочным пабликам падает, однако всегда найдутся те, кто поверит, что может получить почти новый айфон или айпад даром всего лишь за репост.