По мотивам церковных сказок. У Академической хоровой капеллы Удмуртии «Несвятые святые» спетые стали

Александр Поскребышев

 

Сезонный филармонический абонемент «Хоровая гостиная» Академической хоровой капеллы Удмуртии венчал синтетический концерт, где фрагменты из православного бестселлера архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» прозвучали в «сопровождении» духовной, светской и народной музыки. Художественный руководитель и главный дирижер хорового филармонического коллектива Андрей Елисеев рассказал обозревателю «ДЕНЬ.org», зачем он это сделал.

Фото: Удмуртская государственная филармонияОн не ушел от Пушкина и Шумана

Фантазии для аккомпанемента и иллюстраций прозы или поэзии хоровой музыкой поселились в голове Андрея Елисеева очень давно.

Не исключено, что эту мысль вполне могли генерировать воплощенные на сцене идеи его коллеги Евгения Колобова — энергичного творческого дирижера столичного театра «Новая опера».

На «линии перемены дат» двух веков маэстро Колобов предложил Алле Демидовой прочитать стихи на ее выбор. При этом Колобов был готов под этот выбор «подобрать музыку».

Актриса сначала выбрала для декламации «Поэму без героя» Анны Ахматовой, затем прочитала «Пиковую даму» Пушкина. На что дирижер и его музыканты «ответили» пьесами Баха, Шопена, Шумана и Шостаковича.

Чуть позже, в 2007 году, Московская филармония запустила в публику «Сказки с оркестром». Музыкально-драматический проект с художественным словом, камерными или симфоническими оркестрами настолько точно попал в сердца зрителей, что в конвейерных спектаклях по всей стране перемешались как сказочники и композиторы, так и именитые актеры.

Хоровое «полотно» не хуже оркестрового

В стороне от четкого тренда не остался и Андрей Елисеев. К 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года дирижер сделал программу, где патриотические стихи современников Бородинской битвы были расцвечены маршами для духового оркестра.

Фото: Александр Поскребышев— Формального отчета тогда не получилось, и публика приняла тот концерт на ура, — улыбнулся Андрей Александрович. — Эту программу мы с ажиотажем провезли по всей Удмуртии.

Целое четырехлетие г-н Елисеев не брался за развитие благодатной на фурор темы, пока в афишу прошлогоднего фестиваля «На родине Чайковского» не угодил московский актер Авангард Леонтьев, намеревавшийся прочитать Сальери из известного цикла маленьких пушкинских трагедий.

— И я почувствовал, что Леонтьев и хористы могут создать интересное «полотно», которое по резонансу ничуть не хуже, чем оркестровые сказки, — уверенно заявил дирижер.

После этого уже в текущем концертном сезоне была скомплектована целая абонементная серия, показанная на филармонической сцене. В абонемент «Хоровая гостиная» были включены успешно откатанный «Моцарт и Сальери» и две новинки.

Первой из них стали стихи поэтов Золотого века — Пушкина, Лермонтова, Фета, Баратынского, Некрасова etc, а также проза архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые».

Большое удивление от атеистов

— Эта книга очень большая, и из нее можно взять множество фрагментов, сложив в уникальной комбинации собственную версию, — сказал Андрей Елисеев. — Это я понял и прочувствовал дважды. Сначала, когда пару лет назад в Москве сделали настолько роскошный спектакль, что даже как-то противновато стало. Хотя Дмитрий Дюжев читал прозу Тихона просто прекрасно! Кроме Дюжева, на гигантскую сцену выходили Александр Феклистов и Дмитрий Певцов, два оркестра — камерный народный, камерный струнный, а еще пианист с большим роялем, видеоряд, пели Олег Погудин и Евгения Смольянинова. А потом «Несвятые святые» привозили в Ижевск с оркестром народных инструментов, а текст читал Егор Бероев. Тем не менее мы решили сделать свой вариант в рамках наших скромных возможностей. Взяв книгу, я выбрал понравившиеся фрагменты, соотнеся их с репертуаром хора. В этом «совмещении» как раз и состоит наша выгода. Когда составлением программы занимается сам дирижер, то творческий процесс протекает быстро и от идеи до ее реализации проходит совсем немного времени.

Музыкальную ткань дирижер и капелла «шили» из песнопений церковного обихода, цитат и фраз народной музыки, а также из сочинений Чайковского, Щедрина, Фалика, Иулиянии Денисовой и Юрия Толкача.

— Идеи заказа оригинальной музыки для проекта у вас не возникало? — этим вопросом репортер «ДЕНЬ.org» «рассек» монолог маэстро.

Фото: Удмуртская государственная филармония— Нет, потому что мне, прежде всего, интересен мой хор и то, что мы поем. Между тем элемент заказа оригинальной музыки все-таки был. Мне не хватало светской музыки церковного содержания. Чтобы она была не богослужебной, но в то же время связанной с именем Иисуса Христа. Поиски долго не приводили к результату, но Бог ведь все видит, и Создатель помог нам, — хитро улыбнулся Андрей Александрович. — Встречаю я как-то Юрия Львовича Толкача, и он предлагает: «Может быть, мне что-то написать для вас?» — «Будем только рады!» — «В каком ключе написать?» — «А вот что хотите, то и напишите!» И он написал для нас хоровой концерт на христианские стихи Владимира Набокова. Сейчас мало кто знает, что Набоков писал очень много стихов. И сочинение Толкача гармонично влилось в наш спектакль. Поэтому меня всегда очень удивляют атеисты…

Полярные реакции и отсутствие вранья

Рассуждая о природе популярности «Несвятых святых», изданных тиражом, превышающим 2 миллиона экземпляров, Андрей Елисеев говорит, что эта книга предназначена для тех, кто пока не близок к церкви.

— Поясню на наглядном примере. Священник Александр Мень написал блестящую книгу «Сын человеческий». Она написана именно для неверующих. При этом атеисты, прочитав эту книгу, могли полюбить Христа как человека. Если же книга попадала в руки христианина, то он мог укрепиться в своей вере и утвердиться в том, что знал и без нее. Тихон Шевкунов сделал что-то похожее. Он собрал и изложил самые разные чудесные и реальные истории, смешные и трагичные рассказы из жизни священников и монахов. По большому счету, для тех, кто знает дорогу к храму, в книге архимандрита нет ничего нового и интересного. Но она способна поразить тех, кто вроде как не атеист, но в храм не заглядывает. Простым бытовым языком Тихон дает ответы на многие вопросы.

Фото: Удмуртская государственная филармония— Почему же столь полярные отзывы сопровождают эти монастырские «мемуары» — от тотально положительных до резко раздраженных?

— Думаю, что раздражение могут вызвать лишь огромные тиражи этой книги. Но за что ее не любить, честно скажу, я не знаю. Вранья там нет…

Завести с Толкача

В следующем сезоне коллектив Андрея Елисеева «зарядит» в филармонический абонемент интересный литературно-музыкальный цикл. В него войдут спектакли «О любви и смерти» — фантазии на стихи Лорки, «Берег очарованный» — фантазии на стихи поэтов Серебряного века и экспромты по прозе Сент-Экзюпери.

— Многие актеры и музыканты сейчас «вцепились зубами» в несчастного «Маленького принца» и «Планету людей». Но это тоже большая книга, и мы сделаем ее с другими фрагментами — музыкальными и текстовыми. Кроме этого, в наш спектакль войдут отрывки из других произведений французского писателя, поэта и пилота — «Ночной полет», «Военный летчик» и «Цитадель», — анонсировал проект дирижер.

Пока же 17 марта Академическая хоровая капелла Удмуртии представит программу современной музыки «Гармония диссонансов», в которой прозвучат произведения Свиридова, Щедрина, Болденкова, Фалика, Федосеева, Кобекина, Сидельникова и Толкача.