Репортаж из «оккупированной Турции». Удмуртия встречает нового подрядчика Камского моста

Дмитрий Манылов

«Фонарики красные электричеством питаю и грею зад», — ответил мне обитатель металлической бытовки с надписью: «Юрта», первый человек, которого мы встретили на Камском мосту. Рядом с «юртой», в таком же похожем на гараж сооружении громко тарахтела дизельная электростанция. Красные фонарики сигнализируют водителям о том, что прямой проезд через не действующий пока пункт взимания платы закрыт, и указывают на объезд.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Машин, особенно большегрузов, почти не было, и только тарахтение генератора нарушало тишину засыпанного снегом многомиллиардного строительного объекта. Хранитель электростанции заявил, что еще не получал зарплату за ноябрь, и потому, видимо, был небрит и настроен грустно-иронически.


После этого мы смогли заехать под мост, где на паллетах лежала обернутая полиэтиленом плитка, напоминающая ту, из которой делают брусчатку на тротуарах.

«Работы полно, на год еще осталось, с марта собираются снова начать, в том числе вот эту плитку класть на откосы, — пояснил нам крановщик. — Летом на стройке 800 человек было, уже никого нет, можно сказать, все рассчитались, одни пенсионеры остались. Со мной, например, только за август полностью рассчитались по зарплате».

Матрасы из окон

Фото: © «ДЕНЬ.org»От него мы узнали о том, что начальство и рабочих, которые еще остались на стройке, можно найти в вахтовом городке на противоположной стороне Камы. Мы еще раз пересекли реку по новому, пока бесплатному мосту, проехали мимо огромной вывески «Роллердром», вкопанной перед недостроенным зданием, соответствующим размерами вывеске, но явно слишком большим для 10-тысячной Камбарки. Потом пара километров по живописнейшей зимней дороге, и оперативная группа «ДЕНЬ.org» оказывается перед прибитым к дереву указателем «Турция — 1 км».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Как потом выяснилось, Турцией камбаряки называют живописное место на берегу Камы, которое они облюбовали как стихийную рекреационную зону. С началом мостового проекта Турцию оккупировали тюменские в основном строители — вахтовый городок расположился как раз там, где жители Камбарки в свое время купались и жарили шашлык. Причем нам рассказали, что даже после завершения строительства Турция для горожан будет закрыта, — она станет охранной зоной моста и отдыхать там не удастся.

«Оккупанты» курортной зоны встретили нас дружественно поднятым шлагбаумом. Въехав на территорию, наш автомобиль чуть не зарылся в кучу матрасов, которые кто-то вышвыривал на снег из окна «общежития», которым здесь называют приставленные друг к другу на манер таунхауса строительные вагончики. Видно, что когда-то здесь кипела жизнь, но сейчас над вахтовым городком висит ощущение массового исхода. Причем если часть персонала еще здесь, то сам генеральный подрядчик ООО «Мостострой-12» как юридическое лицо уже покинул строительство.Фото: © «ДЕНЬ.org»

До свидания, Мостострой!

От него в вахтовом городке остался изрядно потрепанный, фактически разорванный флаг на высоком флагштоке, строительная техника и спецодежда рабочих с фирменной надписью на спине. Паспорт строительства, отпечатанный на большом щите при въезде в вахтовый городок, тоже не стали менять. Там все еще упоминается прежний генподрядчик и октябрь 2016 года в качестве даты окончания строительства.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Фактически «Мостострой-12» свой пост у подножия моста уже сдал другой тюменской компании — ООО «Севертехстрой». Самым главным представителем нового подрядчика в вахтовом городке оказался начальник участка Дмитрий Воронков.

«Мы будем здесь подрядчиками вместо „Мостострой-12“, — подтвердил он. — Сейчас в городке осталось около 30 человек».

Вопрос о том, когда возобновятся работы и что еще предстоит достраивать, он оставил без ответа, сославшись на заказчика (ООО «Региональная инвестиционная компания»). «Этот вопрос не ко мне, как скажут выходить, тогда мы и выйдем», — сказал он. По поводу просроченной зарплаты Дмитрий Воронков также ответил уклончиво: «У всех по-разному с задолженностью». «А у вас?» — не унимался я. «Я устроился недавно, в феврале, поэтому у меня нет задержки», — невозмутимо пояснил начальник участка.Дмитрий Воронков. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Получается, что с новым подрядчиком пришло новое руководство, а рабочие просто перешли, что называется, под новую юрисдикцию. Все началось как бы с чистого лица, и персонал «Мостостроя-12» должен решать вопросы по зарплате со своим бывшим руководством, которое благополучно удалилось. Как выяснилось, перед каждым из оставшихся рабочих у старого подрядчика висит долг по зарплате в размере около 50 тысяч рублей. Рабочие сидят почти без денег, питание организовано по безналичному расчету, то есть сейчас они работают фактически за еду. Кстати, нам в просьбе пообедать вместе со строителями было отказано как раз по причине того, что там нельзя расплатиться ни наличными, ни по банковской карте.

Обратный отсчет остановлен

Интересно, что табло, на котором в свое время был запущен обратный отсчет времени до окончания срока строительства, теперь выключено. Видимо, дойдя до октября прошлого года, оно просто остановилось, и сейчас уже никто не решается установить на нем новую дату.

Обеспокоенные судьбой камбарской Турции, мы направились в администрацию района.

«Есть и другие места отдыха. У нас организован пляж в селе Кама, недалеко отсюда», — пояснил заместитель главы района по промышленности, транспорту и связи Александр Галанов. Несмотря на то что не удалось решить вопрос по льготному проезду жителей района по новым мостам, он уверен в том, что они — безусловное благо для камбаряков.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Рассказал Александр Галанов и об альтернативных мосту способах коммуникации Камбарки с остальной частью Удмуртии: «В этом году возобновится паромная переправа через Каму в Тарасово, Соколовке и Борке. По информации руководства ООО „Порт „Камбарка“, плата составит не более 200 рублей».

Имеется также железнодорожное сообщение (по информации «ДЕНЬ.org», билет на поезд из Камбарки в Сарапул стоит 95 рублей). Открытый в Камбарке Многофункциональный центр дает возможность жителям района обращаться за муниципальными и государственными услугами по месту жительства, а не ехать в Сарапул, куда перевели офисы многие службы, например, налоговая.

Мы пообщались в Камбарке и с простыми горожанами. Все они, конечно, не видят для себя возможности активно пользоваться Камским мостом для поездок в «материковую Удмуртию», после того как заработает пункт взимания платы, — слишком дорого. Многие опасаются, что из-за возросших транспортных расходов вырастут цены в местных магазинах. В то, что паромная переправа будет стоить дешевле, чем в прошлом году (было 250 рублей. — Прим. «ДЕНЬ.org»), тоже мало кто верит.

За этим репортажем последует еще один материал, в котором мы постараемся оценить перспективы всех сторон, так или иначе связанных с мостовым проектом. Кстати, «ДЕНЬ.org» теперь располагает собственными данными о транспортном потоке по мосту через Каму, пока еще бесплатному, и эти данные весьма любопытны.

Читайте также:

Мост привел в тупик. Сваи «от Волкова» и «от Питкевича» полетели в адрес главы Удмуртии Соловьёва