На Березовую рощу в центре Ижевска положили глаз «аргонавты». Общественники утверждают — всё чисто

Юлия СУНЦОВА

Известная тесными связями с сити-менеджером Ижевска Денисом Агашиным общественная организация «Ассоциация развития города» (АРГО) обнародовала свои виды на обустройство Березовой рощи на ул. Авангардная в столице Удмуртии. В разработке предложений поучаствовали даже активисты из критикующего Агашина общественного «Градсовета». Но, что-то всё же настораживает в этом очередном «общественном» проекте. 

Мария Бутченко

История с Березовой рощей чем-то напоминает скандал с заказом на изготовление проектной документации по обустройству Летнего сада им. Горького, когда 1,143 млн. руб. чуть было не освоили под кураторством бывшего главного художника Ижевска Марии Бутченко через фирму её матери - «Ригель». Экс-чиновница и здесь может быть при делах, поскольку входит в исполком — руководящий орган «АРГО».

Сейчас, по словам источников, бюджетных денег в проекте нет. Непосредственным заказчиком техзадания выступает «АРГО». Сам заказчик своим решением назначил исполнителей для проектирования эскизных предложений - ими стали зарегистрированные в Москве ООО «Авентика» и его субподрядчик ООО «Новая земля».

Спонсорами темы, как пояснили в «АРГО», выступают члены исполкома этой общественной организации. Конкретные имена жертвователей корреспонденту День.org называть отказались, ссылаясь на то, что «меценаты не хотят публичности по этому вопросу». Однако, поскольку, предпринимателей в исполкоме «АРГО» всего двое, то деньги на Березовую рощу могли поступить от владельца фирмы-мусоровозки ООО «Системы Экологической Безопасности» Сергея Буторина или от Олега Вылегжанина, директора ООО «Центр Высоких Технологий». Остальные члены исполкома — общественники, политтехнологи и чиновники, и вряд ли могут выступить в роли «меценатов».

Сергей Буторин

Березовая роща, больше известная среди ижевчан как «Козий парк», располагается на муниципальной земле. Парк находится в центральной части Ижевска, и он довольно просторный по территории — его площадь составляет 9,5 гектаров. Назначение земель - рекреационная зона.

Насколько корректно передавать функции муниципального органа по планировке и градостроительству общественной организации, соучредителем и членом исполкома которой является сити-менеджер Ижевска Денис Агашин? С этим вопросом корреспондент День.org обратился к председателю правления Фонда «АРГО» Дарье Жуковой.

Дарья Жукова

- Если в муниципальном бюджете не заложено денег на обустройство конкретных городских территорий, никто не запрещает коммерческим и некоммерческим организациям и просто физическим лицам пожертвовать на приведение парка в порядок, - ответила Дарья Жукова. - Разработка концепции благоустройства Березовой рощи на стадии предпроектных предложений. Мы не распределяем землю - это точно, и у нас пока нет никаких разрешений на работу, - добавила она.

Представитель «АРГО» также пояснила, что публичные слушания в процессе обустройства парка проводиться не должны, так как не идет речи о смене назначения территории парка - она как была, так и остается общегородской рекреационной зоной.

Никита Ананичев

Руководитель проекта Фонда «АРГО» Никита Ананичев высказался по этому поводу аналогично. «Спрашивать об участии администрации города в этом проекте, об аукционах на землю еще рано, - прокомментировал он. - Об этом не уместно говорить на стадии проектирования, а о строительстве пока никто речи не ведет». «Ничего криминального нет в том, что общественная организация на средства своего фонда занимается проектированием парка», - добавил он.

Тем не менее, обнародование намерений «АРГО» по обустройству Березовой рощи совпало с объявившимися там вандалами. По периметру парка примерно у двадцати здоровых берез ободрали кору, очевидно для того, чтобы деревья ссохлись. На днях в середине рощи было спилено около шести здоровых тополей и кронирован еще около тринадцати этих молодых деревьев. Здесь же на месте спиленные деревья перемололи в щепу.

Руководитель группы разработчиков «АРГО» Никита Ананичев рассказал, что на расчищенном месте расположится площадка для экстремальных видов спорта. При этом, несмотря на свою осведомленность, Никита Ананичев заявляет, что АРГО не имеет никакого отношения к рубке деревьев. «Березовая роща находится под управлением ОАО «Летний сад имени Горького», - говорит представитель АРГО,- и все, что сейчас делается в парке, в том числе, и вырубка и кронирование тополей - это зона ответственности оператора рощи».

Если не считать религиозную организацию «Удмурт вось», члены которой высказались о том, что нельзя осквернять «замоленное» и священное для удмуртов месте строительством «АРГО» светских зданий, то протестов по роще нет. Ряд видных активистов, известных своей принципиальной позицией в вопросах градостроительства, фактически дали добро на предстоящее обустройство Березовой рощи.

В разговоре с корреспондентом День.org некоторые известные в столице Удмуртии эксперты подтвердили привлечение их к проведенным исследованиям. Например, бывший дендролог Ижевска Любовь Яковицкая написала заключение по состоянию посадок в парке и рекомендовала план таксации. Новый председатель общественного Градсовета Людмила Сабурова провела социологическое исследование предпочтений горожан по использованию парка. Историк-краевед Евгений Шумилов подготовил культурно-историческую справку о территории, которую сегодня занимает роща, а бывший главный архитектор Удмуртии Даниил Шевкунов разработал план функционального зонирования парка и т.д.

Возможно, секрет интереса к Березовой роще зарыт в будущем коммерческом использовании запланированной проектом, но пока не отстроенной инфраструктуры. Требования техзадания обязывают исполнителя предусмотреть в проекте наличие в парковой и околопарковой зонах стационарных объектов: кафе, магазинов, пунктов проката и ремонта спортинвентаря, административного корпуса в четыре этажа, подсобно-хозяйственных помещений, входных групп, пунктов охраны, организацию парковок и др. Вопрос, кто станет будущим владельцем всего этого, если «проект АРГО» будет реализован? «Аргонавты», очевидно, знают ответ, но пока молчат.