Шоу для замминистра. Какую правду об «электронных» талонах к врачу скрывают в поликлиниках Ижевска?

Владислав Мымрин

 

Картина приезда в Ижевск замминистра здравоохранения РФ Яковлевой «на публику» была предсказуемой: чиновница похвалила местный Минздрав. Видимо, оценка стала результатом устроенного шоу. К примеру, пациенты восторженно рассказали о плюсах электронной записи к врачу, вероятно, скрывая под маской истинное отношение к услуге, на которую выделяются немалые деньги.

Фото: скриншот из сюжета ТРК «Моя Удмуртия»

Один из местных телеканалов показал радужную картину псевдодействительности — поликлинику, где в коридорах стоят кожаные диванчики, а на них очереди к врачу дожидаются редкие пациенты — 2-3 человека на весь коридор. И это в разгар врачебного приема и во время сезонного подъема вирусных инфекций! Видимо, отсутствие очередей на прием да и пациентов в медучреждении в целом — результат внедрения электронной записи к врачу. По крайней мере, вероятно, эту мысль пытались донести до московской чиновницы пациенты, с которыми она общалась.

В этой поликлинике для Яковлевой устроили показательную экскурсию. Фото: «ДЕНЬ.org»— Вам нравится по Интернету записываться? — спросила замминистра здравоохранения России Татьяна Яковлева сидевшую на диване женщину.

— Нравится, — ответила та, смущенно улыбаясь.

— А когда приходите, долго в очереди стоите?

— Нет!

В попавших в кадр больничных пейзажах можно узнать синие стены новой детской поликлиники на улице Буммашевской и поликлиники для взрослых на Ракетной. На следующий день посетить эти медучреждения решил и я, продублировав вопросы Татьяны Яковлевой об «электронной» очереди. Ответы оказались прямо противоположными. 

В детской поликлинике. Фото: «ДЕНЬ.org»«Пытались мы несколько раз записаться, и что? Приходишь, а потом стоишь в обычной очереди, непонятно, кто когда идет», — пожаловалась стоявшая возле здания поликлиники молодая мама с коляской.

Аналогичной оказалась реакция почти у всех опрошенных. Итог мини-исследования таков: жители Ижевска и рады бы записываться на прием к врачу через Интернет, но смысла в этом действе нет. Пациентам с «электронным» талоном все равно приходится сидеть по часу, а то и больше, в коридоре, потому что система приема по предварительной записи не отлажена. Медсестра пытается эти два потока отрегулировать, запуская в кабинет по принципу: один — по записи, один — из живой очереди. Но это в лучшем случае, чаще всего пациенты сами регулируют очередность, руководствуясь правилом: кто громче всех кричит, тот и заходит к врачу.

Взрослая поликлиника, где состоялось показательное общение Яковлевой и пенсионерки. Фото: «ДЕНЬ.org»Медработникам от электронной записи тоже морока. Врач одной из городских поликлиник рассказала — вся беда из-за того, что систему никто не администрирует.

«Если врач, например, заболел, а запись на две недели вперед, отменить ее никто не сможет, обзвонить всех пациентов и предупредить о том, что человек заболел, в регистратуре тоже не смогут просто физически, — пояснила она. — Или, например, бывают периодически в системе сбои: на одно и то же время запись проходит два раза. Почему так — непонятно. А весь негатив из-за неработающей системы потом выливается на врачей, некоторые пациенты дверь открывают ногой, в драку готовы лезть».

И это при том, что «электронные» очередь и медкарты — это отдельная и немаленькая строка в бюджете, который, судя по всему, впустую тратится на неработающую услугу. А скоро суммы в строчке станут еще больше. Вице-спикер регионального Госсовета, руководитель комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Светлана Кривилева сообщила, что в ближайшее время в медучреждениях республики, даже в самых маленьких и отдаленных ФАПах, документация будет переведена в электронный вид.

Светлана Кривилева. Фото: «ДЕНЬ.org»«Госдума принимает закон по обеспечению электронного документооборота в системе здравоохранения, — сказала она. — Внесли поправки в бюджет Минздрава, где на эти технологии выделены средства. Будет софинансирование, будут федеральные деньги».

Казалось бы, у предстоящих глобальных трат местных и федеральных денег благая цель: в результате перевода на электронный документооборот врачи освободятся от писанины, медкарта пациента в компьютере позволит с первых секунд приема видеть историю болезней пациента «как на ладони», а посещение поликлиники якобы будет занимать не более получаса.

Фото: «ДЕНЬ.org»Но есть несколько моментов: все ли врачи владеют методом слепой десятипальцевой печати; что делать с пациентами, которые пришли не по записи, а когда им понадобилось; как быть, если система «зависнет» и медработники не смогут прочесть ни одной истории болезни; и к кому обратиться, если услуга «запись к врачу через Интернет» не работает полдня?

«А что делать? — горько усмехнулась моя собеседница-врач. — Нам скажут, мы будем это делать. Просто, наверное, нужно держать бумажный аналог всегда под рукой, на случай, если система даст сбой».

Увидев показательные выступления со счастливыми пенсионерами в масках, Татьяна Яковлева охарактеризовала Удмуртию как регион с высоким уровнем развития, поэтому, мол, планка в республике должна быть выше, чем у некоторых других.

Возникает вопрос: если состояние здравоохранения в Удмуртии — это высокий уровень, то что же творится в регионах, которые не заслужили похвалы московской чиновницы? Или, может, они просто плохо готовились?