Офисам здесь не место! Согласится ли Ижевск на перенос делового центра на периферию города?

Жанна Ситникова

Некоторые архитекторы предлагают перенести деловую жизнь Ижевска из центра на периферию. По мнению приверженцев этой идеи, такой переезд позволит разгрузить центр от машин, а значит, избавиться от постоянных пробок на подъездах к нему: предполагается, что ижевчане будут как жить, так и работать в спальных районах. Мнения разделились: одни назвали это бредом, другие увидели зерно истины.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Каждый день ситуация на дорогах Ижевска такая, что в «Яндекс-Пробки» не ходи: утром и вечером в одно и то же время встают Ленина, 10 лет Октября, Промышленная, 30 лет Победы, Горького, Новоажимова, 9-е Января, Карла Либкнехта и Удмуртская. И каждый день ижевчане теряют в автомобильном заторе не меньше часа драгоценного времени своей жизни. Ситуация безнадежна: способов объезда пробок нет, потому что все возможные пути — через дворы, маленькие улочки и межквартальные проезды — давно всем известны и там уже тоже заторы.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Сейчас все крупные города России пойдут по опыту европейских — будут решать, как освободить центр от офисов. И нам тоже было бы неплохо пойти по этому пути, — считает член Градсовета при главе Ижевска Любовь Яковицкая. — Посмотрите, каждое утро в центр въезжают тысячи горожан, потому что там расположено их место работы. А если переместить офисы в спальные районы, например на 40 лет Победы и прочие, то пробок бы в центре не было!»

Фото: © «ДЕНЬ.org»По мнению Любови Яковицкой, сейчас в основе многих решений по городскому благоустройству заложен не человек, а автомобиль. В угоду личному транспорту расширяются дороги, «съедая» зеленое пространство Ижевска, во дворах вместо клумб и детских площадок устраиваются парковочные места.

«Если бы удалось совместить деловую и жилую зоны, наш город стал бы для людей, а не для транспорта, — предполагает Любовь Яковицкая. — Центр стал бы местом для пешеходных прогулок. Так во всем мире: люди на работу ходят пешком или на общественном транспорте, а машину используют для поездок за город. Личный транспорт не должен быть в приоритете!»

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Рассмотрим для примера улицу Ленина: для того чтобы проехать участок от Орджоникидзе до Карла Маркса, зимой в часы пик требуется около получаса. Днем эта дорога занимает не более пяти минут. Проблема — в припаркованных на обочине возле башен-офисников автомобилях. Хоть на территории высоток и есть свои достаточно вместительные парковки, ситуацию это не спасает. В результате Ленина превратилась в однополосную улицу, неспособную пропустить огромный поток автомобилей, едущих из Устиновского района и обратно.

Фото: © «ДЕНЬ.org»В то же время в том же самом Устиновском районе пустует множество площадей, которые можно было бы использовать под офисы, — в «Метеоре», к примеру, или в недавно отстроенных зданиях на Труда или Петрова. Кроме того, на периферии — бум жилищного строительства и первые этажи новостроек также могли бы стать офисами. Но есть одно но.

«Я понимаю желание общественников разгрузить центр Ижевска, но как быть с собственниками офисной недвижимости в центре? Выселять их? Это же нарушение конституционных прав! — считает директор ООО «ПромБетон», заместитель председателя постоянной комиссии Гордумы Ижевска по местному самоуправлению, информационной политике и связям с общественностью Андрей Зюзин. — Не будут же авторы этой идеи выкупать офисную недвижимость, с тем чтобы работодатель перенес свой офис на периферию. Да и потом, центр забит вовсе не потому, что все съезжаются туда на работу. Рабочие места распределены, на мой взгляд, равномерно по городу».

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Позицию между архитекторами и работодателями заняла главный архитектор питерского института «ЭНКО», руководитель проекта Генплана Ижевска Ольга Красовская. По ее мнению, центр города действительно нужно освобождать от офисов. Но не перенося существующие, а запрещая создавать новые.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Всегда будут люди, которым на работу нужно ехать в центр, — у вас там расположены крупные вузы, несколько головных офисов банков, большие организации занимают огромные многоэтажные здания, — констатирует главный архитектор НПИ «ЭНКО» Ольга Красовская. — Но при этом периферию тоже нужно развивать, и в Генплане это предусмотрено. Конечно, это будет происходить постепенно, и, чтобы это действительно заработало, нельзя упускать из виду такой немаловажный аспект, как транспортная доступность. Периферия только тогда будет развиваться, когда между районами города налажена коммуникация».

Автор Генплана Ижевска считает, что в свое время между районами города были отличные коммуникации, но их разработчики не предусмотрели автомобильный бум, поэтому сейчас так тяжело передвигаться по Ижевску. Машина теперь действительно не роскошь, мало того, многие настолько привыкли ездить, что даже в «булочную» ездят на автомобиле.

По мнению же руководителя проекта ЖК «Ривьера Парк» Николая Рупасова, перенос деловой жизни на периферию не приведет к сокращению числа машин, так как то же самое количество автомобилей будут стремиться уже не в центр, а к периметру, что создаст новые пробки, только уже в другом месте. Поэтому к решению проблемы можно подойти с другой стороны: если офисы не идут в жилую зону, то можно жилье разместить в деловой зоне.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«На мой взгляд, в Ижевске чувствуется сильный дисбаланс застройки, — говорит Николай Рупасов. — С одной стороны, очень активно застраиваются окраины в Октябрьском, Устиновском и Ленинском районах, с другой — центр города имеет весьма низкую плотность и большие зияющие пространства, которые никак не используются. Сейчас постепенно начинают осваивать 12-й микрорайон (микрорайон напротив здания администрации Ижевска. — Прим. ред.), это плюс. Благом может стать застройка Восточного поселка. Но решению проблемы это поможет только в том случае, если застройка будет комплексной и будут предусмотрены как жилые, так и деловые кварталы. От этого город только выиграет, потому что он станет более компактным, часть людей может переехать в центр и действительно ходить на работу пешком».

Городские власти разных лет худо или бедно, но пытались решить проблему пробок в Ижевске и разгрузить центр. К примеру, много лет назад появилась идея перекинуть мост через пруд, чтобы обеспечить беспрепятственный въезд в Ленинский район. Сейчас появилась новая надежда — вероятно, места пробок разгрузит будущий проспект Калашникова. Планируется, что наличие достаточного количества парковочных мест возле офисных центров будет регулироваться еще на этапе выдачи разрешения на их строительство.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Но вот что еще важно. На той же Ленина автомобили зачастую стоят в пробках из-за того, что один светофор горит зеленым — около минуты, следующий — 20 секунд, а после него расположен нерегулируемый пешеходный переход. Так, может, для начала нужно заказать специалистам обследование транспортного и пассажиропотока и грамотно организовать в городе дорожное движение? Известно, что в Казани именно так и решили проблему вечных пробок.