Под шоколадной глазурью. О непубличной стороне визита Михаила Бабича в Удмуртию

Дмитрий Манылов

В пятницу, 17 февраля, в Удмуртию приезжал полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Программа визита включала посещение объекта по безопасному хранению и уничтожению химического оружия «Кизнер», и оттуда на вертолете Михаил Бабич прибыл к месту строительства Камского моста, после чего, уже в Ижевске, по итогам увиденного на месте стройки состоялось совещание.Фото: pfo.gov.ru

Кто будет подрядчиком?

Основными сигналами, публично озвученными по окончании встречи, стало, во-первых, то, что Михаил Бабич выразил уверенность в том, что переход с 20 декабря 2016 года группе компаний ВТБ контроля над концессионером ООО «Региональная инвестиционная компания» позволит завершить работы на мостах через Каму и Буй. Во-вторых, он обозначил свое понимание недовольства жителей Камбарки уровнем предельных тарифов на проезд по мостам, установленных правительством Удмуртии. «Думаю, найдем понимание с концессионером по этому вопросу», — сообщил Михаил Бабич.

Фото: pfo.gov.ruВ пресс-релизе на сайте полпреда прозвучала также информация о том, что обсуждались вопросы взаиморасчетов между генподрядчиками и субподрядчиками, долги перед персоналом. Генподрядчик «Мостострой-12» уже фактически самоустранился от работ по мосту. Пришедшую на его место компанию «Севертехстрой» тоже связывают с группой предприятий Александра Забарского, поэтому вряд ли она надолго задержится на объекте. Кто будет в качестве подрядчика завершать строительство на мостах, пока неизвестно.

Дороги Бабич рассматривает вместе с мостами

Фото: pfo.gov.ruЕще одна интрига состоит в том, что говорилось на встрече по поводу строительства дорог Ижевск — Сарапул и Костино — Камбарка. Интересно, что в материалах по предыдущему совещанию по этому проекту в Нижнем Новгороде (октябрь 2016 года) и в официальном пресс-релизе о нынешнем визите Бабича в Удмуртию проблемный проект называется «Участок автодороги Ижевск — Сарапул — Камбарка. Мостовой переход через реку Кама у г. Камбарка».

Согласно актуальной версии реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики проект ограничивается сооружением мостов. Дороги удмуртские власти рассматривают отдельно, хотя вариант Михаила Бабича, пожалуй, вполне логичен, поскольку фактически подрядчиком и по строительству мостов, и по реконструкции дорог Ижевск — Сарапул и Костино — Камбарка является все тот же проблемный «Мостострой-12».

Фото: pfo.gov.ruВ начале июня прошлого года уже явно прослеживались будущие проблемы генподрядчика камского моста, например, долги перед персоналом, смена директоров. Только что вступивший в должность руководителя «Мостостроя-12» Станислав Кушнаренко озвучил тогда в интервью РБК, что возлагает надежды на несколько дорожных проектов в Удмуртии.

«Если все получится, то в конце года предприятие будет если не в „шоколаде“, то плотно покрыто шоколадной глазурью», — сказал он.

В итоге получилось, что к концу 2016 года шоколадная глазурь как раз начала обсыпаться и под ней обнаружилась пустота.

Станислав Кушнаренко. Фото: vsluh.ru Кстати, тогда Станислав Кушнаренко заступил на пост директора «Мостостроя-12», оставаясь руководителем другой крупной компании холдинга — ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола». Недавно, 8 февраля, Арбитражный суд Тюменской области принял к производству исковое заявление Сбербанка к «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола», «Совместному предприятию Фоника», «Мостострою-12», «АрктикСтройМост» о солидарном взыскании задолженности перед банком и обращении взыскания на заложенное имущество.

Сомнительные подряды

В июньском интервью РБК Станислав Кушнаренко упоминал и серьезные проблемы с ликвидностью, в связи с которыми предприятие активно сориентировалось на заказы, предусматривающие авансы. Несмотря на все эти тревожные «звонки», конкурсная комиссия Миндортранса УР во главе с заместителем министра Александром Соловьевым, полным тезкой главы Удмуртии, приняла в июле прошлого года решение о заключении с «Мостостроем-12» двух контрактов — на реконструкцию дорог Ижевск — Сарапул на сумму 2,6 млрд рублей и Костино — Камбарка на сумму 2,8 млрд рублей. По первому контракту на конкурс было подано две заявки, но второй участник, ООО СК «Управление строительства-620», был отстранен от участия из-за того, что не смог подтвердить наличие опыта исполнения подобных контрактов. Второй контракт был заключен с «Мостостроем-12», после того конкурс был признан несостоявшимся по причине поступления всего одной заявки.

Фото: pfo.gov.ruОднако в итоге с выполнением этих контрактов возникли серьезные проблемы.

«На одном объекте мы выполнили свои обязательства, когда уже по моей просьбе было подписано соглашение и с генподряда на субподряд на наших дорожников перебросили часть работ — это Ижевск — Сарапул. Мы там освоили 200 млн рублей (федеральных средств. — Прим. «ДЕНЬ.org»). На втором участке (Костино — Камбарка. — Прим. «ДЕНЬ.org») деньги не освоили», — пояснил в декабре прошлого года глава Удмуртии Александр Соловьев.

Похоже, что на сегодня стройка там осталась примерно на уровне декабря, то есть по автодороге Костино — Камбарка серьезных сдвигов нет. При такой ситуации разговор на совещании по мосту явно был непростым. Очевидно, что Миндортранс УР сработал далеко не безупречно. Кстати, накануне визита в Удмуртию Михаил Бабич опубликовал на своем официальном сайте интервью информагентству ТАСС. В этом интервью так или иначе были упомянуты практически все регионы Приволжского округа. Про Удмуртию, несмотря на предстоящую поездку, не было сказано ни слова.