Предвестник с «двумя известными». 20-й смотр дарований как разогрев фестиваля искусств в Удмуртии

Александр Поскребышев

Двадцатый музыкальный фестиваль «Молодые таланты на родине Чайковского» проехал по трем городам Удмуртии, став своеобразным «прогревочным кругом» перед стартующим в середине марта 60-м фестивалем искусств «На родине Чайковского». Обозреватель «ДЕНЬ.org» посмотрел и послушал, что играет и что говорит талантливая молодежь.

Елисей Мысин играл музыку Чайковского и друга Петра Ильича Эдварда Грига. Фото: Александр ПоскребышевЧайковский для Конюса и наоборот

Иностранный легион в недавнем фестивале представляли скрипачка Хан Ын Чжу из Кореи, китайская пианистка Кехань Сюй и Дмитрий Колотило из Белоруссии, играющий на цимбалах.

На трех площадках в Сарапуле, Воткинске и Ижевске вместе с Государственным симфоническим оркестром Удмуртии под управлением Николая Роготнева кореянка исполняла Скрипичный концерт Чайковского.

— Магнетизм русской музыки состоит в ее мелодичности, — на русском языке, пусть пока осторожно, старается рассуждать Хан Ын Чжу. — Особенно я слышу этот мелодизм у Чайковского, чья музыка проникает в мое сердце и душу. Когда на днях я побывала в музее-усадьбе композитора в Воткинске, в комнате, где Петя Чайковский делал первые занятия музыкой, у меня возникло это трепетное чувство.

Кехань Сюй, Эрик Мирзоян, Хан Ын Чжу и Полина Юрина. Фото: Александр ПоскребышевВ репертуаре корейской скрипачки есть концерты Дворжака, Сибелиуса, а музыку Чайковского Хан Ын Чжу, по ее признанию, «открыла» для себя через концерт Юлия Конюса.

Этому русскому композитору (малоизвестному сегодня у публики) как раз покровительствовал Петр Ильич, направив рекомендательное письмо в Париж, где молодой человек продолжал учебу у именитого профессора Массара.

Портрет для понимания музыки

Интересно, что на этой неделе Третий концерт Сергея Прокофьева для фортепиано с оркестром прозвучит в Ижевске дважды. Сначала его исполнила Кехань Сюй, а 26 февраля в зале Республиканского музыкального колледжа (в 15:00) вместе с удмуртской «симфонией» это сделает Евгений Михайлов.

— В этом нет ничего удивительного. Прокофьев сочинил изумительный концерт, который  обожают в музыкальном мире! — на хорошем русском восклицает китайская пианистка. — Я чувствую силу в этой необычной музыке, созвучной моему темпераменту! Мои педагоги (Дмитрий Рацер и Александр Струков. — Прим. авт.) поселили во мне любовь к русской музыке и помогли прочувствовать, что такое «русская душа».

В сольных программах Кехань Сюй исполняет музыку Листа, Шопена и Скрябина, а в выступлениях с оркестром, кроме Прокофьева и Рахманинова, она играет редко звучащий концерт Арама Хачатуряна.

— Впервые я сыграла эту музыку еще в 17 лет. «Как такое возможно?!» — удивлялись знатоки, — улыбается Кехань Сюй. — «Китаянка и вдруг играет армянскую музыку?!» С моим педагогом я очень долго разбирала едва ли не каждую ноту этого концерта, работала над звуками, но играть не получалось. Я просто брала правильно ноты и не более того. И тогда мой профессор неожиданно спросил: «Ты хотя бы видела портрет Хачатуряна?» Мне пришлось специально пойти в библиотеку, где я посмотрела на портрет Арама Ильича и живо поняла, как надо играть его музыку!

Вишенными палочками по 78 струнам

Третий «иностранец» в афише фестиваля, Дмитрий Колотило, показал большие изобразительные возможности цимбал. Музыкант из Гомеля убежден, что на этом белорусском народном инструменте (на котором играют специальными палочками из вишни) можно исполнять даже скрипичные концерты.

Дмитрий Колотило. Фото: Александр Поскребышев— В своих истоках скрипка и флейта тоже были народными инструментами, но затем постепенно они перешли в академический статус. Сейчас цимбалы идут по этому пути, — уверенно заявляет следующий собеседник «ДЕНЬ.org». — Диапазон у цимбал такой же, как на скрипке, — от соль малой октавы и до четвертой октавы. Его хватает для того, чтобы исполнять скрипичные и фортепианные произведения. Разумеется, это требует переложения музыки, но звучит очень хорошо.

Для Дмитрия Колотило красота цимбал заключается в насыщенном звучании и обертонах.

— Для меня звук цимбал серебристый, — гость из Белоруссии «озвучивает» их окраску и называет, в чем состоит сложность исполнения на этом инструменте. — Когда перед тобой 78 струн, то требуются долгие усилия, чтобы добиться чистой игры и научиться точно попадать в нужные ноты. Это все равно что играть на скрипке — научить невозможно, но можно научиться. Когда твой слух и координация научатся подчиняться друг другу, в этот момент приходит нужный результат.

Три «выстрела» в красные дипломы

В отличие от всех гостей юбилейного феста сопрано Полину Юрину можно было назвать полноправной его хозяйкой.

Звезду с автографом Чайковского получил каждый из молодых талантов. Фото: Александр ПоскребышевПолина родилась в Камбарке — в самом маленьком городе Родникового края, где в местной музыкальной школе обучалась по классу… верней, по трем классам — фортепиано, вокалу и хореографии. Причем хореография шла у нее первым номером, потом добавился инструмент и только затем вокал.

— Отстрелявшись на три красных диплома, я думала, что стану балериной, — смеется Полина. — Но вокал победил после того, как моя педагог Розалия Рашидовна Исупова предложила мне выехать на зарубежный конкурс, и для подготовки к нему мы приехали в Ижевск к народной артистке Удмуртии Нине Андреевне Варачевой. С Ниной Андреевной мы прошли два романса — «Соловушко» и «Что мне жить и тужить» Варламова, с которыми я заняла  первое место на конкурсе. И вот тут я постепенно начала понимать, что вокал мне очень нравится!

На фестивале Полина Юрина исполнила романс Глиера «О, не вплетай цветов» и арию Мюзетты из оперы «Богема» Пуччини.

— С этой арией вам прямая дорога на оперную сцену! — репортер «ДЕНЬ.org» сделал комплимент девушке.

— А я уже выходила на нее, — улыбнулась певица. — В Ижевске в «Аиде» в массовке. Мы были «рабами» и ползали по полу, а мои родители приходили смотреть на меня персонально.

— И что лучше у вас получилось — петь или ползать?

— И то и другое одинаково хорошо! — снова рассмеялась ироничная Полина.

Танго для Аллы и баян на «четыре века»

Кларнетиста Эрика Мирзояна, ставшего специальным гостем ХХ фестиваля молодых талантов, можно без всяких ремарок называть виртуозным музыкантом.

В его «дневнике» выступления с Владимиром Спиваковым, победа на Международном телевизионном конкурсе канала «Культура» «Щелкунчик-2012», а также участие в другом популярном телепроекте канала «Россия» «Танцы со звездами».

Александр Лукашевич перед выходом на сцену. Фото: Александр ПоскребышевДля этого проекта Эрик Мирзоян специально переложил для кларнета две пьесы Астора Пьяццоллы «Забвение» (Oblivion) и «Либер-танго».

— Алла Михайловна Сигалова танцевала, а я играл эту прекрасную музыку, 1 рассказывает Эрик и говорит о том, что острая репертуарная дефицитность музыки для кларнета — два концерта Вебера и один концерт Моцарта — как раз и заставляет его заниматься переложениями.

Если Эрик Мирзоян свой путь к кларнету начал с четырех лет с блок-флейты, то баянист Александр Лукашевич оказался в музыкальной школе лишь в девять лет.

— Бабушка привела меня в класс баяна в семь лет, и этот привод был для меня абсолютно безразличен, — искренне оглядывается на свой старт в музыке статный молодой человек. — Бабушке тогда сказали: «Он слишком маленький! Приходите через два года». Вот через два года я и пришел снова, начал учиться, потом участвовать в конкурсах, но осознанное желание играть зажглось у меня только в седьмом классе музыкальной школы.

В баянном багаже Саши сегодня «четыре века» хорошей музыки от Баха и Моцарта до Шнитке и джаза. Музыкант соглашается с репортерским предположением, что жизнь в этой музыке отвела его от контактов со всякой звуковой «шелухой».

Одна игра руками, другая — ногами

Главной звездочкой Всероссийского телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица – 2016» многие эксперты назвали шестилетнего Елисея Мысина из Ставрополя.

Елисей Мысин профессионально умеет позировать на фотокамеру. Фото: Александр Поскребышев— А сам Елисейка считает себя звездочкой? Все-таки в финале «Синей птицы» играл вместе с Денисом Мацуевым! А это уже заявка на «росточки славы», — делюсь наблюдением с мамой маленького пианиста.

— Я бы так не сказала. Это совсем маленькие «росточки», — усмехается Ольга Мысина. — Елисейка не замечает, что он прославился. Он просто выходит на сцену и делает то, что он хочет, и то, что умеет. И это ему очень нравится!

А умеет Елисей играть музыку Грига, Чайковского, исполняет Моцарта и начинает потихонечку сочинять.

— Музыка все время звучит и вертится в его голове, — продолжает Ольга Мысина. — Поэтому иногда он подбирает музыку к мультфильмам или кино…

При этом мама понимает, что чем старше будет Елисей, тем чаще изначально умилительное и «прощающее» технические оплошки отношение окружающих людей будет сменяться объективным ракурсом во взглядах.

— Работать придется очень много.

— Думаю, что Елисей готов к работе, — он постоянно в музыке!

В сентябре Лисенок (так порой называют Елисея родные) пойдет в первый класс. Сейчас же он постоянно возит с собой чемоданчик с лего-конструктором и любит играть в футбол.

— Но пока ему больше нравятся тренировки, — открывает «секрет» мама. — Когда идет игра, Лисенок еще немного побаивается и говорит: «Как это сложно! Лучше я пойду и поиграю на пианино!»