«Девичник над вечным покоем». Кладбищенским юмором решили покорить зрителей в Драмтеатре Удмуртии

Надежда Рысьева

 

Русский драматический театр Удмуртии представляет премьеру спектакля «Девичник над вечным покоем», в котором жизнь и смерть, юмор и трагедия — все держится на тонкой грани. Здесь самое смешное, как ни странно, происходит на кладбище, а все самое неимоверно печальное — в послесвадебной кутерьме. Чего ждать ижевчанам?

Фото: © «ДЕНЬ.org»Пьеса американского комедиографа Айвэна Менчелла, впервые поставленная на российской столичной сцене примерно два года назад, вероятно, пришлась по вкусу многим. Художественное произведение, очевидно, растрогало и режиссера Олега Молитвина, воплотившего свое видение «Кладбищенского клуба» (в переводе так звучит название самой пьесы) на нашей региональной сцене.

Фото: © «ДЕНЬ.org»История, кстати, довольно веселенькая. Только представьте, традиционно каждый месяц три подруги — Ида, Люсиль и Дорис, которых играют актрисы Ольга Слободчикова, Галина Аносова и Наталья Заева, устраивают своеобразный девичник над вечным покоем. Самые проницательные, вероятно, догадались о нестандартной локации этих самых женских «посиделок». С упорной аккуратностью женщины встречаются не иначе как на кладбище. Храня воспоминания давно ушедших дней, оно, как магнит или привычный сеанс у психотерапевта, притягивает вдов и оголяет их сущность.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Но на самом деле в месте вечного покоя эти женщины проверяют свою жизнеспособность, крепость сердечных стенок и связь с настоящим.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Вообще, образы героинь спектакля — кладезь для изучения моделей поведения начинающими специалистами в сфере психологии. Одна из подруг задвинула собственную жизнь на такую недосягаемую дистанцию, что забота о надгробной плите мужа стала смыслом ее существования. Вторая захоронила свою депрессию и боль от утраты под яркой и жизнерадостной маской слегка развязной женщины, готовой в любой момент пуститься в кутеж и флиртовать с каждым мужчиной. И лишь одна из них, кажется, благодаря, наверное, чисто женскому умению принимать все как данность, всепрощению и мудрости смирилась с судьбой и готова открыть клапаны, чтобы запустить в затхлое пространство свежий воздух.

Стоит отметить, что парадоксальность тонкой нитью юмора и жизненной печали пронизывает всю постановку. Где смех, там и слезы, где радость, там и грусть, где свадьба, там и похороны. Кладбищенский юмор не раз заставляет зрителей содрогнуться от странного сочетания невероятно комичного и трагичного.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Декорации, несущие антураж кладбища и интерьера квартиры Иды одновременно, аскетичны. Мебель, то есть надгробные плиты, выполнены в белоснежных тонах, а мысль ценности смерти и жизни лейтмотивом проносит дерево, своей формой напоминающее крест.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Мне, как зрителю, хочется отметить роль народной артистки Удмуртии Галины Аносовой, игравшей «безбашенную» и фривольную Люсиль. По моему скромному мнению, ей настолько удалось таким бурлеском и смелыми ходами создать образ непременно легкомысленной особы, приходящей даже к надгробной плите покойного мужа только ради того, чтобы продемонстрировать новую шубку — жизнь, полную роскоши и счастья, что ее выпад в кульминации спектакля надолго приковывает взгляд зрителей к сцене. Актриса талантливо оголила нерв надломленной женщины, всю жизнь прожившей рядом с холодным и неспособным на верность мужчиной.

В качестве минуса, думаю, нужно назвать затянутость первого действия, которое, как высказались за моей спиной молодые люди во время антракта, вызвало скуку. Зато какой неожиданной оказалась вторая часть. Не буду спойлерить, но отмечу, что лично меня эмоционально прошибло.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Завершу мыслью, которая как банный лист прилипла ко мне после предпоказа спектакля. Постановка напомнила о том, что, когда жизнь со скоростью света катится под откос, когда очень трудно и кажется, что сама Пизанская башня достигла уровня грехопадения, именно у женщин появляются силы своим нутром этот памятник архитектуры вернуть в «положенный» угол. Мужчины, конечно, могут со мной поспорить.