Королевство неликвида. Новый глава Минимущества Удмуртии выслушал напутствие Виктора Савельева

Дмитрий Манылов

Завершая совещание об итогах работы Министерства имущественных отношений Удмуртии в прошлом году и задачах на 2017-й, премьер правительства УР Виктор Савельев подчеркнул, что главное сейчас  провести полную ревизию использования основных средств, находящихся в собственности республики и входящих в нее муниципалитетов. Они максимально должны быть вовлечены в хозяйственный оборот, причем, если объекты остаются в государственной или муниципальной собственности, их использование должно быть эффективным.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Легко сказать и трудно сделать. «Нам нужно определиться, как их дальше использовать. Я понимаю, что за год мы все это не сделаем, но по основным направлениям мы должны эту работу провести», — напутствовал Виктор Савельев недавно назначенного министра имущественных отношений Удмуртии Степана Корепанова-Камского, курировавшего до этого имущественные вопросы Ижевска в ранге заместителя главы городской администрации.

Пусто и невесело

Степан Корепанов-Камский. Фото: © «ДЕНЬ.org»Достаточно посмотреть перечень муниципального имущества Ижевска, подлежащего приватизации в этом году, чтобы понять, что вовлечь всю эту массу в оборот в условиях тотального падения спроса вряд ли удастся. В списке 69 объектов недвижимости общей площадью 22,7 тысячи квадратных метров. Все они, кроме одного стометрового офиса на улице Максима Горького и 86-метрового торгового помещения на Карла Маркса, свободны. Причем многие не первый год оказываются в списке на приватизацию, потому что в прошлые годы просто не нашлось желающих их купить. Городу приходится оплачивать коммунальные услуги по этим объектам, то есть нести расходы, не получая ровным счетом никакого профита.

Фото: пресс-служба главы и правительства УРСейчас, когда Степан Корепанов-Камский стал министром имущественных отношений региона и отвечает за консолидированный бюджет республики, количество подобного неликвида в его ведении изрядно увеличится.

«Последняя справка от Министерства здравоохранения Удмуртии — у них 350 объектов не используется, — заметил Виктор Савельев. — Не лучше ситуация в Минобразования, и думаю, что в муниципальных образованиях похожая картина, но не с такими, надеюсь, цифрами».

«ДЕНЬ.org» публиковал уже материалы об офисном здании в самом центре Ижевска рядом с Центральным автовокзалом, которое никак не может реализовать управляющая компания Удмуртского машиностроительного кластера, на чьем балансе оно числится еще со времен, когда управляющая компания называлась «Удмуртбытом». Писали мы и о переданном в ведение Центра инвестиционного развития Удмуртии двенадцатиэтажном инженерном корпусе на Воткинском шоссе. Все это пустует, при этом в городе появляется нежилая недвижимость на первых этажах жилых новостроек, активно возводящихся сегодня в столице республики. Превышение предложения над спросом такое, что надеяться на серьезные бюджетные доходы от приватизации нереалистично.

На вас вся надежда

Вот это здание вовлекать в хозяйственный оборот будет Центр инвестиционного развития Удмуртии. Фото: © «ДЕНЬ.org»При этом ситуацию с доходами от продажи и использования имущества нужно как-то выправлять.

«У меня есть целое послание от Минфина Удмуртии в адрес Министерства имущественных отношений, — продолжил Виктор Савельев. — Тема простая: в настоящее время отмечается снижение поступления имущественных налогов в бюджеты муниципальных образований и при этом в адрес правительства поступают предложения по внедрению автоматизированных систем по актуализации объектов недвижимости, предусматривающие наиболее полное вовлечение объектов в оборот».

Среди субъектов федерации, внедривших у себя такую систему, упоминается вечный лидер Татарстан, а также Липецкая, Смоленская и Курганская области. Премьер напомнил новому министру о том, что в подписанном на очередной финансовый год соглашении с Минфином Российской Федерации Удмуртия гарантирует увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 4%, и попросил зафиксировать в протоколе поручение съездить в регионы, внедрившие автоматизированные комплексы, оценить их эффективность и, если эффект есть, внедрить их и в Удмуртии.Отреставрировали фасад дома Лятушевича, но пока думают, что делать дальше, он снова пришел в негодность. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Сомнительно, что внедрение автоматизированной системы поможет существенно поднять имущественные доходы, но как-то упорядочить работу, возможно, удастся. К тому же в пользу Степана Корепанова-Камского может сработать эффект низкой базы — Виктор Савельев упомянул, что доходы от использования имущества в 2016 году просели почти в два раза. Поступления по имущественным налогам в консолидированный бюджет Удмуртии в прошлом году значительно отставали по темпам роста от основных налогов, на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Особенно земельный налог — в 2016 году поступления по нему составили лишь 55,3% к 2015-му. Может быть, и удастся в текущем году добиться увеличения на 4% к этому провальному результату.

В целом, однако, у министерства в этом году работы будет, скорее всего, больше, чем результатов. Главным образом по претензионной деятельности. Начинается серьезная кампания по введению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Основной способ — подача судебного иска к неэффективным аграриям об изъятии земельного участка. Истцом от имени Удмуртии будет выступать как раз Министерство имущественных отношений УР. Растет и количество исков к неплательщикам по арендным платежам и по договорам купли-продажи.

Государственное и муниципальное имущество пусть с трудом, но все-таки распродается, то есть его становится меньше, но работа у чиновников только прибавляется — на это обратил внимание Виктор Савельев. В этом нет ничего странного, продать ликвидную собственность на растущем рынке — дело нехитрое, не требующее особых трудозатрат, а вот с неликвидом приходится возиться как с писаной торбой. Поскольку доля такого неликвида по мере продажи всего стоящего все возрастает, общий коэффициент полезного действия Минимущества неизбежно снижается. Так что Степану Корепанову-Камскому достался действительно сложный участок, хотя, с другой стороны, чем больше объективных проблем, тем меньше спрос.