Мы, быстроподписавшиеся. Есть ли смысл в петициях, написанных жителями Удмуртии в Интернете?

Жанна Ситникова

Помогите устранить конкурента, пристыдить бывшего мужа и напакостить инспектору ДПС. Примерно таков смысл многих петиций, поданных жителями Удмуртии на известный ресурс Сhange.org. Подписывать петиции в Сети стало чуть ли не модным, и, несмотря на заявления руководства подобных сайтов о высоком гражданском самосознании, кликнуть на «да» пользователей Интернета заставляют совсем другие чувства.

Писать петиции и голосовать за них стало модно.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Поисковик ресурса выдает 37 петиций, поданных жителями Удмуртии. Кировчане, к примеру, стали авторами 45 петиций, пермяки — 110, а татарстанцы — 270. По сравнению с ними пользователи Интернета из Удмуртии еще не стали адептами виртуальной жалобной книги. Пока не стали.

Многие петиции «идут в паре» с митингами. Пикет против строительства крематория. Фото: Юрий Плетенев  «Это общая тенденция, когда Интернет становится продолжением личного пространства, жизнь переходит в виртуальную реальность. Человеку кажется, что если он что-то напишет там о своей проблеме, то жизнь его изменится. Люди у нас слегка наивные», — считает завлабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии УдГУ Антон Фефилов.

Видимо, поэтому появились такие петиции, как «верните переход на зимнее-летнее время, льготы на детский сад для многодетных», «остановите строительство на территории СНТ „Любитель“», «защитите родники в Глазовском районе», «отмените судебное решение по делу 85-летней слепой старушки».

При этом некоторые петиции выглядят как минимум странно, и напрашивается вопрос: а нельзя решить проблему, не прибегая к жалобе в Интернете? Например, жительница Удмуртии призвала аудиторию Сhange.org подписать ее требование отправить сотрудников ГИБДД на дополнительную аттестацию по юриспруденции. Поводом послужила эвакуация ее авто, припаркованного в неположенном месте, и перепалка по этому поводу с инспектором ДПС, которые вылились в петицию вместо разбирательства с руководством ГИБДД.  

Фото: yaplakal.comИли еще: жители домов 138 и 140а на 40 лет Победы в Ижевске не смогли убедить соседей, застолбивших цепочками машино-места во дворе, в незаконности их действий. Вместо того чтобы найти тех, кто сможет на основании закона повлиять на захватчиков придомовой территории, ижевчане написали петицию к властям с требованием демонтировать столбики.

Политтехнолог и представитель Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» Нил Миназитдинов объяснил такое поведение некоторой ленью и напомнил об эксперименте ученых. Суть в следующем: перед стаей волков и стаей собак поставили неразрешимую задачу. Волки бились над ней, не оставляя попыток разрешить задачу, собаки после нескольких неудач оставили попытки. Далее перед животными поставили труднодостижимую цель. Волки с большим трудом ее достигли. Собаки, несколько раз потерпев фиаско, отказались от попыток.

«В случае волков — это поиск любых методов решения проблемы. „Волчье“ поведение — это когда человек сам ищет выход из ситуации, „собачье“ — это делегирование, оправданное некоей ленью, то есть человеку проще позвонить, написать и сообщить, что у него проблема, чем попытаться разрешить ее самостоятельно, — говорит Нил Миназитдинов. — Например, гражданину некачественно поставляется услуга горячего водоснабжения. В таком случае правильно было бы обратиться для начала в управляющую компанию и сообщить о проблеме. Предположим, из УК его отправили в УКС. В УКСе сказали, что они здесь ни при чем. Возникает замкнутый круг, и вот тут уже нужно подключать какую-то третью силу. А люди привыкли: нет горячей воды — сразу пишут письмо президенту».

Фото: 360tv.ruА вот такие петиции, как требования оштрафовать за неубранный снег, когда виновные уже оштрафованы, отменить концессию теплосетей, что практически невозможно, — своеобразное плакание в виртуальную жилетку, говорят психологи.

«Раньше люди проблемами друг с другом делились, рассказывали, а теперь — написали в Интернете, и вроде бы полегчало, то есть петиция — это какое-то моральное удовлетворение, своеобразный способ выпустить пар», — убежден Антон Фефилов. 

«Это дети военнослужащего, ветерана боевых действий! Оставьте им квартиру!» — подписано под фото, размещенном в петиции, в которой бывшая жена сотрудника МЧС требует оставить ей в пользование служебную квартиру. Фото: Сhange.orgИзвестно, что юридической силы петиции в Интернете не имеют. Но это не значит, что их не читают, уверен политический эксперт Марат Хамидуллин.

«Ресурсы для создания петиций (например, change.ru) уже давно используются в политических целях, и, надо сказать,  достаточно эффективно, — говорит эксперт. — Как правило, такие петиции не набирают нужного количества голосов, однако само появление петиции в Интернете и призывы к ее подписанию и распространению могут создать достаточно серьезный информационный шум и проблемы тем, против кого они направлены. Кроме того, такие петиции охотно подхватывают СМИ».

При этом политтехнологи уверены — несмотря на кажущуюся несерьезность, ресурсы, подобные Сhange.org, «Петиция президенту» и др., могут стать мощным оружием в умелых руках.

Фото: 360tv.ru«Это достаточно распространенный инструмент для достижения определенных целей. Такая петиция может сыграть как против оппонентов, так и, например, помочь заявить о себе какому-то политическому деятелю, общественнику или кандидату, рассказать людям об его инициативе и предложениях по улучшению жизни граждан», — отмечает Марат Хамидуллин.

Мода на петиции пришла к нам из США. Там есть ресурс, где любой гражданин страны может оставить петицию, и правительство обязано ее рассмотреть. Однажды группа американцев направила правительству петицию с призывом запустить программу по созданию космической станции «Звезда смерти» как в «Звездных войнах». Согласно тексту требования, такая программа необходима «для укрепления нацбезопасности, создания рабочих мест и исследования космоса». Обращение подписали более тысячи граждан страны. Белый дом рассмотрел петицию, в официальном ответе было написано, что инициатива отклонена, так как «строительство „Звезды смерти“ обойдется в 850 квадриллионов долларов, а мы стараемся сократить бюджетный дефицит, а не увеличить его; администрация президента не поддерживает идею уничтожения планет; зачем тратить огромные средства налогоплательщиков на „Звезду смерти“ с фундаментальным недостатком, которым сможет воспользоваться пилот одноместного космического корабля?»

Фото: 360tv.ru

Эксперты говорят, что популярность такой инициативы могла стать результатом автоматического кликания на клавишу «да». Это объясняет большое количество проголосовавших за странные петиции на российских ресурсах. Тогда вопрос: мы — это мы, «засправедливостьборющиеся», или мы, быстроподписавшиеся?