Обратная связь. Лесная тема придала остроты коллегии Агентства инвестиционного развития Удмуртии

Дмитрий Манылов

Завершая заседание коллегии Агентства инвестиционного развития Удмуртии, премьер регионального правительства Виктор Савельев, похвалив работу агентства, которое он назвал своим детищем, посетовал на то, что инвестпроектов, выносимых на рассмотрение в рамках «часа инвестора», стало в последнее время заметно меньше.

Фото: АНО «Центр инвестиционного развития УР»Удмуртия уверенно продвигается вверх во всевозможных рейтингах, но успех в привлечении инвестиций определяется все-таки наличием реального коммерческого интереса у бизнеса. С этим в республике весьма сложно. Руководитель агентства Римма Бякова подчеркнула на пресс-подходе, что для нее важно было выстроить заседание коллегии в форме диалога, чтобы получить обратную связь, в первую очередь от бизнеса.

Обратную связь на этот раз обеспечил Александр Штумф, директор ООО «Орион» — предприятия, вот уже четвертый год реализующего проект в области освоения лесов. Надо сказать, что ему удалось оживить дискуссию. Воспользовавшись присутствием Виктора Савельева, Александр Штумф озвучил просьбу о выделении «Ориону» дополнительно 300 тыс. кубометров расчетной лесосеки в год в связи с планами по расширению производства фанеры.

Александр Штумф. Фото: АНО «Центр инвестиционного развития УР»Аппетит приходит во время еды

Согласно последней редакции утвержденной правительством заявки «Ориона» на ресурсное обеспечение, предприятие без проведения конкурса на условиях льготной арендной платы получило возможность заготавливать древесину в объеме 196,86 тыс. кубометров. В соответствии с проектной документацией такие ресурсы нужны для производства 24 тыс. кубометров клееной фанеры, 30,4 тыс. кубометров пиломатериалов и 82,6 тыс. кубометров технологической щепы.

Не будучи специалистом в фанерном производстве, сложно оценить эффективность использования лесных ресурсов «Орионом», но даже на первый взгляд соотношение 196,86 тыс. кубов леса на входе и 24 тыс. кубов фанеры на выходе выглядит не слишком эффектно. Александр Штумф озвучил планы предприятия по увеличению производства фанеры до 5 тыс. кубометров в месяц, то есть это 60 тыс. кубометров в год — в два с половиной раза больше ранее утвержденных объемов.

«У нас серьезные проблемы с сырьем, — заявил Александр Штумф. — Собственных ресурсов хватает лишь на 30% от потребности. При выходе предприятия на плановый объем нехватка сырья составит 75%. Сырье массово вывозится за пределы республики, в том числе в Китай. Мы не можем с ними конкурировать. Остро стоит проблема отсутствия запасов сырья. Мы завозим сырье из города Омутнинска Кировской области, из кировской же Кильмези и практически всех районов Удмуртии».

Александр Штумф отметил, что если направить сырье на производство фанеры, то с одного кубометра фанерного сырья бюджет получит 1100 рублей, а при продаже этого сырья за пределы Удмуртии — только 605 рублей.

Фото: АНО «Центр инвестиционного развития УР»Называя эти цифры, директор «Ориона» не учел в расчетах, что за счет льготной ставки арендной платы за лесные участки для его предприятия бюджет недополучает существенные деньги. Конечно, в любом случае перерабатывать лес в республике предпочтительнее, чем вывозить. Однако хотелось бы, чтобы правительство Удмуртии провело профессиональную экспертизу соотношения между потребностями в сырье и выпуском готовой продукции, провело детальный расчет эффективности предоставления этой многолетней арендной льготы с точки зрения налоговых поступлений.

Подружиться с «Удмуртлесом»

На просьбу Александра Штумфа о выделении дополнительных 300 тыс. кубометров леса Виктор Савельев отреагировал встречным вопросом: «У меня маленький вопрос: вы говорите, что вам не хватает леса. У нас есть предприятие „Удмуртлес“, у которого этого леса достаточно. Вы пытались заключить с ними договор?»

Фото: АНО «Центр инвестиционного развития УР»«Месяца два тому назад начали с ними работать», — ответил директор «Ориона».

«Это прямые поставки, но можно же общий интерес найти, — продолжал Савельев. — У них сегодня оборудование по заготовке леса устаревшее, им нужно обновлять эту базу. У вас есть возможность получать кредиты, „Удмуртлес“ не может их получить, но они могут обеспечить вам гарантированный лес. Римма Римовна, давайте этот механизм отработаем — там полуумирающее предприятие, а „Ориону“ не хватает сырья», — обратился Виктор Савельев к Римме Бяковой.

Похоже, что Александр Штумф остался не очень доволен реакцией премьера на его просьбу. Посмотрим, как события будут развиваться дальше.

Китай и тут и там

То, что заявил Александр Штумф относительно поставок древесины в Китай, подтверждается данными таможенной статистики. Если за весь прошлый год из Удмуртии вывезено 56,4 тыс. тонн необработанных лесоматериалов на сумму 6,47 млн долларов, то только в январе 2017 года объем вывоза составил 9,9 тыс. тонн на сумму 1,17 млн долларов. В натуральных показателях январский объем составил 17% от прошлогоднего, а по деньгам — 18%. Сделки с Китаем составляют сейчас 97% от общего вывоза необработанной древесины за пределы Удмуртии, по крайней мере, по тем поставкам, которые производятся по прямым внешнеторговым контрактам.

Руководитель Центра городских проектов «Лифт» Дмитрий Шевкунов презентовал Римме Бяковой оригинальный сувенир — изящно упакованный кусочек глины с названием «Удмуртская грязь». Тоже, кстати, сырьевой ресурс — очень символично. Фото: © «ДЕНЬ.org»Кстати, Китай упомянули на коллегии не однажды. Римма Бякова рассказала о перспективах взаимодействия с корпорацией Guangtong, с которой Удмуртия подписала соглашение о сотрудничестве. Работа пойдет по следующим направлениям: совместная проработка вопросов реализации проекта «Торговый парк и электронная торговая площадка Западного региона Синьцзян Шелкового пути» и развитие региональных торговых потоков.

Упоминалась идея создания площадки для электронных торгов, но, как прокомментировали «ДЕНЬ.org» в Агентстве инвестиционного развития, конкретной информации о том, что будет служить предметом торгов на этой площадке, пока нет. Обратившись к прошлогоднему интервью председателя правления корпорации Guangtong Вана Линьцзюня, можно предположить, что в сфере интересов компании находится в том числе и развитие сырьевого экспорта в Китай из российских регионов. «Мы создаем подобные парки в различных странах, например Грузии, Узбекистане, Пакистане, для того, чтобы объединить сырьевое богатство таких стран и китайский капитал», — отметил Ван Линьцзюнь.

Китайцы слов на ветер не бросают. Если властям Удмуртии не удастся в ближайшее время провести профессиональную ревизию всего нашего лесного хозяйства и найти оптимальные пути его использования без ущерба для экологии, с учетом приоритета глубокой переработки, то наше сырьевое богатство, соединившись с китайским капиталом, послужит китайскому же процветанию. Удмуртия может, как уже не раз случалось, оказаться в проигрыше.