Вытащили на Жилине. «Ижсталь» обыграла «Торос» на дубле Жилина, сократив счет в финале Кубка Братины

Андрей Гузий

 

Беда не приходит одна. В понедельник в Челябинске прощались с легендарным тренером «Трактора», магнитогорского «Металлурга» и омского «Авангарда» Валерием Белоусовым. Во вторник утром в результате автокатастрофы погиб заслуженный тренер России Сергей Михалев. Он возвращался с похорон Белоусова, с которым много лет дружил. Возвращаться в Уфу Михалев должен был на поезде, но в последний момент решил вызвать автомобиль. От судьбы не уйдешь.

Еще в субботу Михалев с фирменным прищуром наблюдал за четвертой игрой финала Братины. «У «Ижстали» невооруженным глазом виден огромный потенциал, но «Торос» в полном порядке, сумел остановить такую силу», - похвалил мэтр обе команды. Это было его последнее интервью.

Как правило, тренеры опасаются делать прогнозы. Михалев не боялся, более того, часто попадал в «яблочко». Про чудесное превращение «Ижстали «из грязи в князи» Михалев знал еще летом, когда проводился опрос перед началом чемпионата ВХЛ. Сергей Михайлович поставил на «Ижсталь», а точнее - на Разина. Многие «специалисты» тогда не без ехидства усмехались. Сезон показал, кто прав.

Можно только догадываться, что творится сейчас на душе наставника «Ижстали» Андрея Разина. Он потерял в течение недели двух «знаковых» тренеров, благодаря которым состоялся как хоккеист. С Белоусовым он брал титулы в «Магнитке», под зорким оком Михалева делал первые шаги в родной тольяттинской «Ладе»: Михалев в 90-х работал помощником Геннадия Цыгурова. «Для меня это трагический день, - с трудом подбирал слова Разин, узнав о случившемся. – С Сергеем Михайловичем много общались в Нефтекамске, разговаривали… То, что произошло, ужасно».

Пятый поединок финала ВХЛ начался с минуты молчания, а игроки «Ижстали» и «Тороса» вышли с траурными повязками. В память о великом тренере команды сыграли великий матч, возможно, лучший матч нынешнего сезона. По драматургии – уж точно.

Предматчевые расклады не говорили даже, кричали в пользу «Тороса». Это и три победы подряд с разницей в три шайбы и давшая трещину вратарская линия в стане соперников. Вы только вдумайтесь, Кислицын и Смирягин – оба сразу! – вдруг перестали «тащить». Поползли слухи, что во вторник против «Тороса» сыграет третий голкипер Евгений Конобрий. На тренировке «сталеваров» перед пятой игрой он первым из вратарей вышел на лед, а затем долго что-то обсуждал с «ижсталевским» тренером вратарей. Ну не о погоде же они разговаривали!

В итоге Конобрий не попал даже в заявку, как и Смирягин. Кислицын оказался на лавке. А пост номер один Разин доверил Сергею Костенко, по сути, четвертому вратарю. Не смутил наставника и тот факт, что подававший в свое время большие надежды 22-летний воспитанник новокузнецкого хоккея за последние два сезона сыграл всего полтора матча на профессиональном уровне. Это разинское решение удивило. Как удивило то, что не попал в заявку капитан «сталеваров» Антон Кочуров. По какой причине – только Разину и известно. С другой стороны, это победный состав менять не принято. А после трех баранок встряхивать состав сам Бог велел. Кто не рискует, тот шампанского, как известно, не пьет. В том числе из Кубка Братины. Разин рискнул – и выиграл.

Главное, что он четко просчитал: нефтекамцы полезут вперед сразу. И важно не попятиться, а сразу встретить соперника. Встретили – и наказали двумя заброшенными шайбами. Конечно, без удачи не обошлось, особенно это касается гола Павла Турбина, когда помог рикошет. Но ты сначала сделай все, чтобы заслужить благосклонность Фортуны. Эта капризная барышня кому попало не улыбается.

«Торос» пытался переломить ход поединка, однако хозяева во главе с Костенко успешно справлялись с наскоками нефтекамцев. Вплоть до последних минут второго периода, когда «торосовцы» включили пятую скорость и все же сумели сквитать один гол, аккурат перед уходом в раздевалку.

После второго перерыва нефтекамцы насели на ворота Костенко. Не столько, правда, они прижали, сколько «ижсталевцы» сами прижались. Казалось, вот сейчас «сталевары» переведут дух – и через минуту-другую игра перейдет в иное русло, играть на удержание счета по «страусиной» тактике себе дороже. Но вышло иначе. Неприятности для «Ижстали» начались с травмы Костенко. Сергей не смог продолжить игру из-за судорог и покинул площадку только при помощи партнеров. Вскоре хозяева остались в меньшинстве за нарушение (весьма сомнительное) численного состава и гости броском от синей линии быстро «распечатали» неразогретого Кислицына. Дело близилось к первому в финальной серии овертайму, но за две минуты до конца третьего периода «Торос» забросил третью шайбу. Как тогда казалось, победную, «братиновую». Но когда до «Братины» «Торосу» оставалось рукой подать – всего-то дотерпеть минутку с хвостиком – на «Ижсталь», припертую к стенке, снизошло вдохновение. Вышел шестой полевой – и эти шестеро смелых свои партии исполнили превосходно. Нефтекамцы могут сколько угодно говорить, что после броска Николая Тимашова шайба не должна была оказаться в сетке – просто свезло так свезло. Но мы насчет фарта уже говорили чуть выше. Важно и то, что «сталевары», почувствовав запах крови, побежали вперед. Охотно, на кураже. Откуда, казалось, силы взялись? Но когда игра дается - то и сил больше. Гол Николая Жилина с пятака за 9 секунд до конца выглядел абсолютно логичным.

«Ижсталь» в очередной раз подтвердила, что лучшая атака – это защита. Шутка ли, все четыре шайбы в команде в этой игре забросили игроки обороны. А Николай Жилин, сделав дубль, с восемью голами возглавил список снайперов плей-офф. Чудеса, да и только.

- Мы еще поборемся! – заверил на послематчевой пресс-конференции Андрей Разин. Никто и не сомневался.