Не хотят дружить с «Платоном». Дальнобойщики в Удмуртии присоединились к всероссийской акции

Михаил Красильников

 

Решение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева продлить льготный период действия системы «Платон» и повысить тариф не в 2 раза, а только на 25% не устроило дальнобойщиков в Удмуртии. Сегодня они провели акцию протеста на Можгинском тракте при въезде в Ижевск, в ходе которой потребовали полностью отменить действие «Платона».

Фото: © «ДЕНЬ.org»На обочине по ходу движения в сторону Ижевска вереницей припарковались шесть фур, несколько микроавтобусов и легковых автомобилей. Акция массовой не стала. Всего в ней приняли участие порядка двадцати водителей, которые регулярно водят большегрузы и вынуждены платить за каждый километр 1,53 рубля. Возможно, многих устроило принятое в преддверии этой всероссийской акции протеста решение премьера не создавать лишнее напряжение в среде перевозчиков и не выводить тариф на плановые 3,73 рубля за километр. Повышение с 15 апреля составит только 25%, т. е. 1,91 рубля. Кто-то предпочел в это время работать.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Даже проезжавшие мимо грузовики практически не сигналили в поддержку участников акции, хотя, безусловно, о ней большинство водителей знало. Тем не менее собравшиеся перевозчики говорили, что с их требованием солидарны все участники рынка.

«Наша главная цель — отменить этот сбор, который необоснован, потому что платим не только мы, перевозчики, — рассказал один из участников акции. — Платят все, в том числе пенсионеры в конечном итоге. Всё дорожает».

Он отметил, что повышение тарифов для перевозчиков неизменно откладывается на конечной стоимости продуктов питания и товаров, которые они, собственно, и перевозят.

Фото: © «ДЕНЬ.org»При этом сама система «Платон» работает до сих пор небезупречно. Здесь участники акции ссылаются на слова того же Медведева, которые он произнес на встрече с представителями малого и среднего бизнеса. Он хоть и выразил мнение, что «Платон» работает хорошо, однако добавил: «Но нужно отладить все организационные и правовые механизмы».

А вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, комментируя журналистам решение о 25-процентной индексации тарифа, и вовсе заявил, что это решение «связано с тем, что необходимо устранить все недостатки, которые до сих пор существуют в системе („Платон“)». Повышать тариф стоит только после того, как будут решены все проблемы, считает чиновник.

Один из участников акции в Удмуртии прямо заявил, что не вносит плату в систему «Платон» и штрафы ему не приходят, что тоже свидетельствует о ее неотлаженной работе.

Фото: © «ДЕНЬ.org»При этом участники акции дальнобойщиков в Удмуртии не согласны с утверждением, что именно фуры больше всего портят дороги. Они готовы представить конкретные математические вычисления на эту тему и говорят, что в глаза не видели исследования, которые в разрушении дорог винят большегрузы. Колеи образуются и на городских дорогах, где движение грузового транспорта запрещено. В пример они привели улицу Кирова от Горького до Удмуртской. С их точки зрения, прежде чем взимать с перевозчиков плату за проезд, которая преподносится как компенсация за износ магистралей, правительство должно привести дороги в порядок.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Какое возмещение вреда, если эти дороги наносят вред нашему транспорту?! Мы же не требуем возмещения. Делайте хорошие дороги, делайте платные участки, но построенные за свои деньги, а не за наши, построенные нашими родителями, которые платили всю жизнь транспортный налог, строили эти дороги, и сейчас они стали платными», — возмущались участники акции.

Больше всего их раздражает то, что плата, которую они вносят в систему «Платон», по большей части оседает в компании-концессионере, а не идет на ремонт дорог.

«Схема — коррупционная, — выразил свое мнение один из участников акции протеста в Удмуртии. — Она вообще не должна работать в нашей стране, потому что мы „белые“ перевозчики. Мы платим все налоги — мы платим транспортный, платим акциз, а сейчас мы должны платить не налог, а сбор в какое-то ООО».

Фото: © «ДЕНЬ.org»По данным Минтранса России, с учетом индексации тарифа до 1,91 рубля за 1 километр система «Платон» соберет около 23 млрд рублей в 2017 году. Из них почти половина уйдет концессионеру «Платона» — компании «РТ-Инвест Транспортные системы», так как государство обязано выплачивать компании вознаграждение в сумме 10,6 млрд рублей в год. Интересно, что на создание системы «Платон» было потрачено более 29 млрд рублей. При этом за все время своей работы система собрала чуть менее 22 млрд рублей. Сами же организаторы системы ранее оценивали, что «Платон» позволит собирать около 40 млрд рублей в год.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Сумма, которая в итоге остается на ремонт дорог в России, слишком мала, считают дальнобойщики. Улучшений качества автомагистралей они не почувствовали. Однако отказываться от «Платона» правительство, похоже, не намерено. Чтобы несколько повысить лояльность дальнобойщиков, Медведев предложил разработать систему скидок для перевозчиков, которые особенно часто ездят. Соответствующее распоряжение он дал ответственным министерствам. Но вместе с этим может повыситься и размер штрафов с нынешних 10 тыс. рублей до суммы в промежутке между 10 и 30 тыс. рублей.

Организаторы акции протеста в Удмуртии уверены, что именно активность их сообщества по всей стране позволила удержать правительство от резкого увеличения тарифов. Они намерены добиваться отмены «Платона». Тем не менее привлечение внимания к этой теме и подозрения, что деньги будут идти не туда, возможно, заставят чиновников сделать процесс распределения средств более прозрачным и понятным. Пока же в улучшение дорожной ситуации благодаря «Платону» перевозчики не верят.

Фото: © «ДЕНЬ.org»