Тест на воображение. Как ижевскому фотографу Алексею Вычугжанину удаётся видеть невидимое

Надежда Филинова

 

Город глазами птиц. Фото Алексея Вычугжанина.Кристаллы льда, снежинки, трещинки в штукатурке - эти объекты слишком мелки для такого сложного существа, как человек. Поэтому мы без сожаления проходим мимо. Иначе на это смотрит Алексей Вычугжанин. Его морозные узоры мне показал знакомый фотограф, просто бросив ссылку на сайт. «Как он это делает?» - удивилась я. «Не знаю», - ответил знакомый, который фотоделом занимается более 50 лет. Тогда ответы на свои вопросы я решила получить из первых уст.

- Однажды морозным утром я пришел за машиной, а её окна оказались покрыты прекрасными узорами инея, - рассказывает Алексей Вычугжанин. - Вынес из дома фотокамеру и начал снимать замороженные стекла. Это был мой первый ледяной узор, и он был уникален. После я стал искать и замечать эти рисунки. Есть такая поговорка, когда ученик готов – учитель приходит. Моим учителем стала сама природа. Узоры стали появляться буквально под боком. Особенно замысловато они росли в детской. Причем их форма и характер зависели от того, кто там жил – сын или дочь – они словно воспринимали их энергию. Два сезона подряд я снимал ледяные «джунгли» в стеклянном тамбуре магазина. Зависал там по полчаса с камерой, а люди проходили и не понимали, что этот странный тип делает.

Алексей Вычугжанин живёт в Ижевске. Руководитель компании "Аквадизайн". Фотографией увлекается с детских лет, но творческое отношение к ней пришло только 10 лет назад.- Удивительное рядом!

- Да. Весь вопрос в том, насколько вы готовы замечать удивительное вокруг себя.

- А нужны какие-то особенные приспособления для того, чтобы сделать узоры видимыми для других? Это не макросъемка?

- Некоторые мои работы - это результат макросъемки, а некоторые - обычные. Однажды фотографировал на окне льдинку размером 3х4 мм в полный кадр. Обычно в такую глубину не погружаюсь, но тут решил попробовать. И результат оказался неожиданным: думал получить фото с кристаллами льда, но вместо них на снимке увидел скопление живых образов. Смысл многих узоров глубже, чем кажется на первый взгляд. В моих ледовых формах я предлагаю рассматривать не только затейливую красивость, но и некое повествование. Елочки на пригорке - их все узнают, но если перевернуть снимок вниз головой, вы увидите что-то другое - это вопрос фантазии. Мои узоры в своем роде – тест на воображение.

Несгибаемые. Фото Алексея Вычугжанина.- Скажите, кто-то еще делает что-нибудь подобное?

- Подобное - да, но по другому. Обычно фотографы просто транслируют картинку, которую увидели, почти без собственной интерпретации. Однако, есть люди, которые видят в простых вещах - трещинках, старой краске, волнах песка - потрясающие сюжеты. И если это видение передается на бумагу, а не исчезает, как мираж, можно говорить об акте творчества.

- Алексей, что вы снимаете, когда наступает весна, снег и узоры тают?

- Для меня круглый год существует огромное количество сюжетов - пейзаж, студийный и жанровый портрет, обожаю снимать свою семью.

[ФОТОАЛЬБОМ]- И здесь тоже пытаетесь отразить скрытое?

Я редко беру в руки камеру с целью что-то создать. Обычно первый импульс: "Это красиво!" И я хочу оставить эту красоту в своей жизни. А уж отразил скрытое или не отразил - об этом может судить только зритель.

- В конкурсах и выставках вы не участвуете. Получается, ваши работы можно увидеть только в интернете?

- Показать миру плоды своего труда - не является моей целью. Я получаю удовольствие от самого процесса создания картинок. Возможно, созрею когда-нибудь для фотовыставки или фотоальбома...

 

Вечерняя. Фото Алексея Вычугжанина.
Восход Фобоса. Фото Алексея Вычугжанина.
В глубине. Фото Алексея Вычугжанина.