Эй, пассионарии! Чиновникам не хватает страсти, чтобы сделать Удмуртию более привлекательной

Дмитрий Манылов

Последние события в политической жизни Удмуртии очень повлияли на неспешно выстраиваемую правительством концепцию внешнего позиционирования региона. Это как порыв ветра, разметавший уложенные аккуратной стопочкой бумаги на письменном столе.

Фото: © «ДЕНЬ.org»С одной стороны, вал сообщений, связанных с арестом бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева, повысил узнаваемость Удмуртии во внешнем информационном пространстве. Это, кстати, было одной из двух целей «дорожной карты» внешнего позиционирования и продвижения.

С другой стороны, эти же события, несомненно, повлияли на один из целевых показателей, которых намеревается достичь правительство, а именно доли позитивных материалов в общем количестве публикаций о нашей республике в федеральных СМИ. Хотя тут наши чиновники хорошо подстраховались, установив на этот год желаемую долю позитивных материалов на уровне 0,7%. Может быть, они, конечно, имели в виду коэффициент 0,7, но, извините, в документе черным по белому написано «%».

Вот что предстает взору вип-гостей, прибывших в столицу Удмуртии по воздуху. Дескать, пусть знают, что все у нас ладом. Фото: © «ДЕНЬ.org»По иронии судьбы первое в этом году заседание Совета по внешнему позиционированию Удмуртской Республики под председательством главы республиканского правительства Виктора Савельева состоялось в тот же день, когда представитель президента РФ Михаил Бабич представил нового главу Удмуртии Александра Бречалова. Судя по официальному пресс-релизу, неспешную работу совета не нарушили бурные события тех дней.

Из А в Б

Собственно, в этой теме мало что меняется с годами. Примерно одни и те же фразы звучали и при Александре Волкове, и при Александре Соловьеве, возможно, разве что при последнем чаще, однако коренных изменений так и не произошло. Однако были и отличительные особенности. При Волкове гостей завлекали, в частности, цирком и зоопарком, при Соловьеве — кластерами и строившимся мостом через Каму. И конечно, как без разнообразных юбилеев?

На совете глава Минэкономики Удмуртии Михаил Зайцев по традиции обозначил в качестве приоритета внешнего позиционирования поддержку продвижения продукции предприятий республики на внешние рынки. Он представил также перечень стран и российских регионов, приоритетных для сотрудничества и проведения презентационных мероприятий. Первая пятерка стран выглядит вполне предсказуемо: Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Индия, Китай. Пятерка приоритетных российских регионов: Башкортостан, Кировская область, Москва, Оренбургская область, Санкт-Петербург. В этом списке почему-то нет относительно благополучных Татарстана и Пермского края. Может быть, это связано с тем, что там нас и так уже достаточно хорошо знают и используют возможности Удмуртии в интересах своих территорий.

Проезжая дальше по дороге от аэропорта в город, следом за щитом с рекламой «Единой России» можно увидеть вот такие «белые пятна». Нечего нам больше сказать гостям? Фото: © «ДЕНЬ.org»«Дорожная карта» на 2017 год, утвержденная в конце декабря прошлого года, изменений не претерпела. Однако у специалистов по продвижению к ней по-прежнему много вопросов.

«Сам формат „дорожной карты“ заведомо предполагает, что это „маршрут“ движения из точки А в точку Б. И должны быть основания, почему маршрут в 2017 году „проложен“ именно через эти мероприятия, — поделился своими соображениями с «ДЕНЬ.org» директор по продвижению территорий московского коммуникационного агентства АГТ Владислав Шулаев. — Допустим, мы используем модель из пяти традиционных направлений продвижения территории: инвестиционное, туристическое, экспортное (потребительское), общественное (социальное), образовательное. В этом случае принятая „дорожная карта“, например, совершенно не охватывает образовательное продвижение республики, а это решающий элемент в конкуренции регионов за талантливую молодежь в современный „Юрьев день“ — период поступления в вузы».Владислав Шулаев. Фото: со страницы Шулаева в «Фейсбуке»

Действительно, хорошим показателем эффективности внешнего позиционирования могут быть показатели миграционного прироста населения. В Удмуртии, к сожалению, не прирост, а убыль. Имеется официальная информация Удмуртстата о том, что численность постоянного населения республики, несмотря даже на рост рождаемости в отдельные годы, неуклонно снижается с 1993 года по сегодняшний день. На начало 1993 года постоянное население Удмуртии составляло 1 624 841 человек, на начало этого года — 1 516 826 человек. Только в прошлом году из-за межрегиональной миграции Удмуртия потеряла почти 3 тысячи человек, в республику приехали 12,8 тысячи человек, а покинули — 15,8 тысячи человек.

Это сувениры в киоске на привокзальной площади — без них никуда. Фото: © «ДЕНЬ.org»Участиями в бизнес-миссиях и всероссийских выставках эту проблему не решить. Если говорить о привлечении молодежи, то тут в первую очередь нужно поднимать уровень наших вузов, создавать для школьников интересные программы, связанные, например, с гарантированным трудоустройством выпускников на ведущих предприятиях региона, естественно, на условиях, привлекательных с точки зрения зарплаты. Однако дело не только в зарплате — Ижевск прежде всего должен казаться  будущим студентам привлекательным для жизни городом. Конкуренция городов за молодежь хорошо видна на примере двух уральских мегаполисов — Екатеринбурга и Челябинска. Имея примерно одинаковую численность населения, эти города с точки зрения привлекательности для молодежи имеют совершенно разные позиции. Челябинск сильно проигрывает, теряя в результате талантливых и амбициозных жителей.

Товар лицом

Проблема привлечения молодежи из других регионов, конечно, на нынешнем этапе относится к числу труднорешаемых. Проще заниматься позиционированием республики с точки зрения знакомства потенциальных инвесторов с возможностями наших предприятий. Только и здесь перечень мероприятий, закрепленный в «дорожной карте», содержит очевидные пробелы.

Вот то, что видят гости столицы Удмуртии, въезжающие на авто по улице Азина, с московского направления. Действительно, цирк, зоопарк. Фото: © «ДЕНЬ.org»«Если делается ставка на инновационно-технологическое лидерство Удмуртии как на драйвер роста производства, включая инвестиции в него, — продолжает Владислав Шулаев, — то это должно быть очевидно из мероприятий „дорожной карты“. Однако Удмуртия как один из главных центров российского „дроностроения“ не планирует участие в крупнейшем авиасалоне МАКС в Жуковском. Не запланировано участие Удмуртии в ключевом инновационном форуме „Открытые инновации“ в Москве. Мероприятия в День оружейника, об учреждении которого договорились М. Т. Калашников и В. В. Путин во время визита президента РФ в Ижевск в 2010-м, в „дорожной карте“ также отсутствуют».

В заключение приведу один показательный пример того, как наши чиновники решают вопросы внешнего позиционирования. Одно из мероприятий «дорожной карты» в редакции на 2016 год звучит так: «подготовка мобильной группы для презентации Удмуртской Республики». Срок выполнения — в течение 2016 года. В «дорожной карте» на 2017 год этот пункт опять присутствует — видимо, в прошлом году выполнить его так и не удалось. Более того, сейчас его сформулировали совсем иначе: «подготовка предложений по вариантам создания мобильной группы». Вдумайтесь в эту формулировку — уже не говорится о том, чтобы создать эту несчастную группу даже в 2017 году. Речь идет всего лишь о подготовке предложений, причем каких-то, видимо, предварительных предложений о том, какие варианты ее создания в принципе возможны.

Думаю, что дальнейшие комментарии излишни. Видимо, нам в Удмуртии критически не хватает пассионарности, и до тех пор, пока ее носители не размножатся тут в достаточном количестве, любое продвижение и позиционирование будет вырождаться в унылый формализм. Врио главы УР Александр Бречалов в своих речах чрезвычайно часто употребляет слова «эффективность» и «инвестиции». Конечно, от такой мантры ситуация сама по себе в регионе не изменится, и тут остается надеяться, что за словами последуют действия, а для этого нужны настоящие деятели, пассионарии, в экономическом блоке правительства.