Липа из титана. Что выпускают на ЧМЗ в Удмуртии под видом высокотехнологичной продукции?

Жанна Ситникова

Таким вопросом задался бывший ведущий инженер-технолог предприятия после детального изучения некоторых документов о выделении заводу 179 миллионов бюджетных рублей. Сумма была перечислена для создания на ЧМЗ инновационного производства заготовок для авиационных двигателей нового поколения. По отчетам оно появилось и функционирует, но на самом деле, вероятно, за высокотехнологичное новшество выдают то, что умели делать и раньше.

Фото: chmz.net

Эта история началась еще в 2013 году, когда Минобрнауки РФ и Чепецкий механический завод в лице тогда еще заместителя генерального директора, а ныне генерального директора Дениса Анищука пообещали, что в Глазове начнут выпускать высокотехнологичную продукцию — полуфабрикаты из особого сплава для изготовления деталей газотурбинных двигателей. Тогда эта идея выглядела как настоящий прорыв и чуть ли не возможность быть вписанными в историю красными буквами.

Фото: glazov-news.ru«По итогам 2013 года привлечено бюджетное финансирование в количестве 179 млн рублей», — рассказывал в интервью заводской газете Денис Анищук.

Субсидия была потрачена почти сразу же — тянуть с реализацией проекта, громкого даже для «папы» ЧМЗ — «Росатома», не стали. Полученные из Москвы деньги туда же и вернулись — ими была оплачена разработка технологии, которую должен был выполнить для ЧМЗ Российский государственный технологический университет им. Циолковского.

«В 2015 году завершены работы по созданию высокотехнологичного производства полуфабрикатов из интерметаллидных титановых сплавов с регламентируемой структурой для изготовления деталей газотурбинных двигателей нового поколения и энергетических установок широкого применения», — отчитался ЧМЗ на своем сайте, рассказывая о том, как завод расширяет ассортимент своей продукции. 

Фото: tvel.ru

Далее последовали отчеты и освещение в СМИ, презентации на выставках и форумах (последний закончил работу буквально на днях) и появился доход: согласно данным Центра раскрытия корпоративной информации, ЧМЗ в 2016 году получил 74 млн рублей прибыли в результате выпуска и реализации интерметаллидных сплавов.

Фото: chmz.net  На первый взгляд нет других слов, кроме похвалы. Однако, если внимательнее приглядеться к многочисленным отчетам и публикациям, написанным от имени завода, можно заметить, что в 2015 году результаты проекта громко называются «производством полуфабрикатов из интерметаллидных сплавов», а в 2016 году слово «полуфабрикат» уже нигде не звучит.

«Завод, предположительно, не выпускает полуфабрикаты, которые должен был производить по договору с Минобром в результате субсидии на 179 млн рублей, — констатировал на сайте «Зеркало ЧМЗ» бывший ведущий инженер-технолог АО «ЧМЗ» Александр Безуглов. — Вместо заготовок, то есть листов, прутков, плит и подобного, вероятно, выпускаются и продаются слитки интерметаллидных сплавов, из которых потом на других заводах, имеющих для этого технические возможности, изготавливаются полуфабрикаты».

Фото: chmz.net  Кажется, что и здесь подвоха нет, — на выделенные деньги производство-то все равно запущено! Но есть одно но: изготавливать слитки на заводе научились задолго до того, как руководство завода привлекло деньги из Москвы. Все по тому же договору с Минобрнауки ЧМЗ должен был прибавить к 179 бюджетным миллионам рублей 200 миллионов из своего бюджета.

«Из этих 200 миллионов 160 должны были привести к появлению нового оборудования, а также модернизации, при необходимости, уже имеющегося. 40 миллионов было запланировано на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), — рассказал Александр Безуглов. — Однако, есть предположение, что в инвестиционных перечнях завода за 2013–2015 годы такой проект даже не упоминается!»

Логично, что в таких условиях, где многие пункты остались белыми пятнами в истории проекта, ожидаемые полуфабрикаты появиться не могли. Однако отчеты, причем публичные, говорят об обратном: в начале декабря 2015 года на ежегодной выставке-форуме «ВУЗПРОМЭКСПО-2015» ЧМЗ представил результаты своей трехлетней работы по проекту.

«Опытно-промышленные образцы полуфабрикатов на основе интерметаллида были получены впервые в мире при выполнении совместной научно-исследовательской опытно-конструкторско-технологической работы», — гордо отрапортовала пресс-служба завода через сайт администрации Глазова. 

Фото: glazov-news.ru

По словам Александра Безуглова, вероятно, заготовки для выставки и для отчетности перед Минобрнауки были изготовлены другим предприятием. Только так можно объяснить их появление на заводе, где нет условий для их выпуска.

Чуть более двух недель назад заводчане вернулись с очередного международного форума, где снова хвастали своим детищем, полученным, предположительно, в рамках реализации профинансированного Минобрнауки проекта. И снова возникает вопрос: что показывали посетителям выставок?

Фото: chmz.net  Ответ простой: вероятно, все те же слитки, которые ЧМЗ выплавляет и продает другому заводу, где на выходе и получаются полуфабрикаты для авиадвигателей. То ли под влиянием всеобщей эйфории от того, что этот продукт теперь все же выпускается в России, то ли проверяющие смотрели в другом направлении, но очевидно: ввозможно, никого теперь не волнует тот факт, что деньги выделялись для выпуска этих полуфабрикатов именно на ЧМЗ, а не где-то, где создание такого производства не требовало масштабных бюджетных вливаний.  

Вот что еще интересно. При выплавке слитков завод сейчас использует металлические отходы, оставшиеся от работы над предыдущим заказом, и именно это позволяет получать прибыль. Но после того, как отходы закончатся, процесс изготовления слитков может стать дорогим, а производство — катастрофически убыточным. Наверное, в этой ситуации вопрос об эффективности потраченных 179 миллионов из разряда риторических.