Кино с глубоким смыслом. Швейцарский режиссёр Эрик Бернаскони в Ижевске рассказал, что людей цепляет

Юрий Абашев, Сергей Чазов

 

В рамках Дней швейцарской культуры в Ижевске, организованных штабом городских проектов «Лифт», состоялся показ фильма «Синестезия». Режиссёр Эрик Бернаскони лично представил зрителям свою картину — первую в его жизни полнометражную работу, но уже получившую признание в Европе. Режиссёр в эксклюзивном интервью «ДЕНЬ.org» рассказал о своём творческом стиле и о том, почему он цепляет качественную аудиторию.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Пришёл в кино по тропе Тарантино

Эрик рассказал о том, как он пришёл к идее заняться съёмкой фильмов и что его объединяет с американским режиссёром Квентином Тарантино.

«Было это в 1986 году. В 16 лет я устроился продавать билеты на Швейцарский фестиваль в Локарно. Благодаря этому я смотрел бесплатно все показанные там фильмы. Американское кино пробудило во мне ту искру, которая зажгла желание создавать фильмы, — рассказал похожую на тарантиновскую историю Эрик. — Потом я увидел фильм „Декалог“ польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского, который окончательно влюбил меня в кино».

Творческая встреча. Фото: ШГП «Лифт»Напомню, что Тарантино начинал свою деятельность в индустрии кино именно с работы билетёром в кинотеатре для взрослых, а затем в салоне видеопроката, где он познакомился со многими шедеврами киноискусства.

Тут важно не количество, а качество

Известно, что фильмы о судьбах простых людей с приземлённым сюжетом, но глубоким смыслом относятся к разряду «сложных». В широких кругах они не становятся популярны, но их создатели и не пытаются выйти в массы, у них другая цель.

«В данном случае широкое подразумевает не количество аудитории, а её качество. Так всегда было в истории кино, люди больше хотят развлечений. Я не осуждаю, сам не хочу загружать себя сложной информацией после тяжёлого дня, поэтому иду смотреть фильмы простые и развлекательные, — сказал Эрик. — В „Синестезии“ я старался говорить о серьёзных вещах с ноткой иронии, чтобы разбавить „тяжесть“ фильма».

По его словам, в разных странах мира фильм воспринимали по-своему. Если в Германии больше смеялись, то русского зрителя интересовала духовная сторона сюжета, связанная с судьбой.

Гениев мало на этой земле, не зазорно брать с них пример

Имея высокую кинематографическую «начитанность», режиссёр не может избежать влияния на своё творчество.

«В работе над „Синестезией“ я вдохновлялся Квентином и его витиеватыми сюжетами. Помимо него был ещё и Ларс фон Триер. Сейчас трудно избежать влияния на себя кого-либо. Получается, фильм создаёт один режиссёр, а его вдохновители помогают ему, — ответил на вопрос о своих творческих учителях Эрик. — Для молодого режиссёра, музыканта или художника важно находиться под влиянием своих кумиров, если они хотят сделать что-то достойное. Абсолютная уникальность — черта гениев, коих мало на этой земле, не стыдно быть под их влиянием».

Творческая встреча. Фото: ШГП «Лифт»Любопытство заменяет художнику «голод»

«Художник должен быть голодным», — гласит цитата, приписываемая то Третьякову, то Остапу Бендеру. В английском языке слова «голодный» (hungry) и «сердитый» (angry) созвучны, Эрик даже переспросил.

«Посмотрите на меня, — смеясь, намекая на своё телосложение, сказал он. — Но я считаю, что художник обязательно должен быть „голодным“. Если „голода“ нет, то его может заменить любопытство, которое и станет его творческим двигателем», — подытожил Бернаскони.