Сигнал для врио. В Ижевске прошел спонтанный пикет против «оптимизации» здравоохранения Удмуртии

Жанна Ситникова

Новый руководитель Удмуртии должен узнать о реальном положении дел в здравоохранении региона. Это был главный посыл тех, кто вечером среды пришел к зданию кабмина и развернул плакаты с требованиями. Перечислять написанное нет смысла — все они о том, что здравоохранение в Удмуртии превращается в руины.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Этот пикет — первый после назначения врио главы Удмуртии — получился спонтанным, но даже на внезапный клич откликнулось около 30 человек. И что необычно — плечом к плечу с пенсионерами возле крыльца правительства встали молодые люди.

«Здравоохранение в Удмуртии очень сильно бьет не только по пенсионерам, которым, конечно, достается больше всего, но и по молодежи. Молодые люди не могут заняться своим здоровьем, вылечиться, из-за недоступности медицины приходится ходить учиться, будучи больными, потому что невозможно эти очереди многочасовые отсидеть, где все ругаются друг с другом, а на платную медицину не у всех деньги есть. Нужно бороться с коммерциализацией медицины, с закрытием больниц, с увольнением врачей, с сокращением палат и койко-мест», — рассказал один из пришедших на пикет молодых людей.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Участники акции, конечно, надеялись, что кто-нибудь из ответственных чиновников обратит на них внимание, но в этот раз целью пикета была не столько борьба, сколько сигнал руководителю региона. Чтобы потом не выяснилось, что Александру Бречалову нарисовали благостную картину здравоохранения республики.

«У нас бесплатной медицины нет, только говорят. А фактически все процедуры платные у нас. Что врать-то на всю страну? Что врать?!» — возмутился пожилой мужчина, который не знает, как покупать лекарства по 7 тысяч рублей за упаковку для тяжелобольной супруги.

«Сокращается стационар, сокращаются дни лечения в стационаре. Бабушек выписывают в таком состоянии, что они потом умирают на дому. Какой тогда вообще смысл стационарной помощи? — задалась вопросом участница акции протеста. — Раньше лечили то, что беспокоит, сейчас лечат то, что положено по стандартам».

Фото: © «ДЕНЬ.org»

На этот пикет пришли не только пациенты, но и врачи-терапевты из поликлиники горбольницы № 2. К слову, примерно через 15 минут после начала акции им позвонили коллеги и сообщили, что из-за участия медработников в пикете заведующую поликлиникой вызвали к главному врачу.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Сейчас доказательная медицина. К примеру, если я предполагаю, что у пациента онкология, но это нужно еще доказать. УЗИ нужно сделать, а у меня два номерка в неделю на всех, — рассказала участковый терапевт. — Мы не можем диагноз вовремя поставить, потому что не можем нормально обследовать пациентов, — на это номерок и на другое номерок, их крайне мало, а пациентов очень много. Например, мы ставим диагноз первичный — гипертония, страховая приходит и говорит — на каком основании такой диагноз? Чтобы его поставить, нужно глазное дно посмотреть, консультацию эндокринолога получить, сделать ЭХО, УЗИ почек, на все это — номерки на недели вперед, а время уходит».

Участники пикета направили врио главы резолюцию, в которой вкратце описали ситуацию, сложившуюся в здравоохранении.

«Медучреждения Удмуртии хронически недофинансируются и вынуждены экономить на зарплатах и на количестве принятых на работу специалистов. Например, согласно проверке Прокуратуры УР в региональной Территориальной программе госгарантий на 2016 год власти норматив душевого финансирования заложили на одного жителя республики вместо полагающихся со стороны субъекта РФ 3488,60 рубля всего 2112,07 рубля, то есть на 40% меньше. С января 2016 года из-за нехватки кадров в Ижевске ликвидированы 10 из 11 специализированных бригад скорой помощи. Это на 700 тысяч  населения столицы республики и прилегающего Завьяловского района», — говорится в резолюции.
Известно, что в начале 2016 года Минздрав изменил систему оплаты труда медработников — лишил их надбавок. В ответ на возмущения как работников здравоохранения, так и общественности руководитель ведомства неоднократно рассказывал, что взамен стимулирующих выплат увеличились оклады, поэтому доходы медицинского персонала выросли. На деле оказалось, что оклады увеличились на 2-3 тысячи и сейчас эта цифра у большинства не достигает даже 10 тысяч. Как результат — врачи и медсестры предпочитают работать в платных клиниках, а в бюджетных из-за кадрового дефицита словосочетание «доступность медицины» звучит как издевка.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Обращаем внимание нового главы Удмуртской Республики, что так называемая „оптимизация“ — это не только объединение и реорганизация отдельных медучреждений. Это еще и массовое сокращение нескольких тысяч стационарных коек и ликвидация целых отделений, сопровождаемые увольнением опытного медперсонала.
Например, в январе 2016 года было ликвидировано крайне востребованное пациентами ЛОР-отделение в больнице № 8 (очередь на плановую операцию туда составляла 3 месяца)... После закрытия в прошлом году городской поликлиники № 5 и ее „переезда“ в 9-ю горбольницу резко выросли очереди на прием к врачам. Номерки на анализы и исследования практически недоступны», — написали авторы резолюции, предположив, что ликвидация ЛОР-отделений, возможно, была проведена в интересах частных медцентров. Через час, как и положено, пикетчики разошлись, рассчитывая, что их все же заметили.  И надеясь, что Александр Бречалов прочитает резолюцию. Один из ее пунктов — просьба принять общественников и обсудить с ними проблемы здравоохранения Удмуртии, которое, очевидно, нуждается в экстренном, но отнюдь не медицинском вмешательстве.