Пожизненное. Как в Удмуртии отреагировали на инициативу лишения водительских прав навсегда?

Жанна Ситникова

Лишать не права управлять, а возможности сидеть за рулем. Такое предложение высказывают многие в Удмуртии в ответ на очередную попытку законодателей наказывать злостных нарушителей ПДД пожизненным лишением водительских прав. Инициатива уже прозвучала в Госдуме, и теперь осталось решить, остановит ли такое наказание пьяного водителя или того, кто уже стал «безлошадным» по решению суда.

Фото: nowosib.com

Наказать так, чтобы неповадно было, — пожалуй, это главная идея инициативы о пожизненном лишении водительских прав за «пьянку за рулем» или другие грубые нарушения ПДД. Поэтому первый инцидент, когда водитель пойман в нетрезвом виде, авторы идеи предлагают считать «случайностью», второй — «еще не система», но третий — уже «злостный рецидив», за который и следует отбирать права на срок до конца жизни.

Фото: 1-й отдел УГИБДД МВД по УР«Я думаю, что это правильная инициатива, — высказал мнение доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз Института права, социального управления и безопасности УдГУ Геннадий Камашев. — Однако пожизненное лишение права управлять транспортом должно быть с условием, что у человека будет возможность через какое-то время вернуть права. Ведь даже у осужденных на пожизненное лишение свободы есть такая возможность. Пусть и у водителей будет».

Наркологи согласны — даже у рецидивистов есть шанс исправиться и осознать. Правда, в том случае, если речь не идет о «хрониках», которым ездить за рулем запрещено на основании медотвода.

Фото: 1-й отдел УГИБДД МВД по УР«Если человек сел за руль в нетрезвом виде и у него нет зависимости — обязательно нужно проводить с ним профилактическую работу. И в первую очередь с теми, кто задерживается в состоянии алкогольного опьянения не в первый раз», — уверена главный врач Республиканского наркодиспансера Татьяна Карлова.

Однако многие, в том числе и сами автомобилисты, считают, что этот закон — для трезвых, которые и одного раза не допустят. Пьяному же все видится в ином свете, и он мало чего боится.

«У нас масса примеров — водителей лишают прав, но они месяцами и годами продолжают ездить, пока не попадутся на глаза инспектору. А могут и вовсе не попасть в поле зрения ГИБДД», — рассказал председатель общественной организации «Автомобильная Удмуртия» Борис Ломаев.

Фото: orenday.ru

Некоторые автомобилисты считают, что рецидивистам за рулем и сейчас грозит жесткое наказание: лишение свободы сроком до двух лет, или штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей, или принудительные работы. Мера начала действовать не так давно, поэтому делать выводы еще рано. Но статистика уже есть.

Фото: 1-й отдел УГИБДД МВД по УР

«За I квартал 2017 года количество водителей, повторно выявленных за рулем в нетрезвом состоянии, уменьшилось на 20–30%, — отметил начальник 1-го отдела УГИБДД МВД по УР Вениамин Вычужанин. — Не возьмусь утверждать, что это связано только с ужесточением наказания, но в целом статистика снизилась».

По мнению Вениамина Вычужанина, который каждый день видит последствия «пьянки за рулем», рецидивистам закон не писан, поэтому лишать нужно не права управлять машиной, а возможности.  

Фото: 1-й отдел УГИБДД МВД по УР«Конфискация автотранспортного средства — эта мера будет более эффективной, — сказал он. — В Белоруссии эта мера применяется давно и успешно. У нас такая мера сейчас уже тоже рассматривается».

«Если человека лишать не прав, а машины — он несколько раз подумает: „А смогу ли я еще раз купить такую машину?“ Думаю, что перспектива лишения имущества гораздо страшнее, чем перспектива лишиться документа», — согласен Борис Ломаев.

Но и это не истина в последней инстанции. Иначе как объяснить, что автомобилист, который практически пошел «по миру» после уплаты штрафа за повторное вождение в нетрезвом виде, купил за несколько тысяч какую-нибудь «Оку» и умудрился сбить на ней пешехода, будучи пьяным? С этого места обсуждение инициативы снова возвращается к профилактике.

Фото: fotki.yandex.ruРуководитель Удмуртского отделения ДОСААФ России Владимир Поварницын, прослуживший почти 20 лет сначала в КГБ, а потом в ФСБ, вспоминает советское время, когда жесткое слово порой было эффективнее любого вида наказания и с пьянством, как за рулем, так и вне его, отлично справлялись институты общественного порицания, общественные организации и жесткая система, которая возвращала человека на правильный путь. Сейчас, по словам главы ДОСААФ, наличие денег формирует у нарушителей ощущение безнаказанности.

«На этапе обучения в автошколе можно многое сделать, в первую очередь внушить обучающимся, что такое поведение недопустимо, рассказать о последствиях. Наглядный пример иногда сильнее любых слов. Очень показательный пример: на повороте на Игру стоит памятник — разбитая машина „Лада Калина“. Я считаю, это очень наглядно», — рассказал Владимир Поварницын.

Фото: smolnarod.ruНе видят особой пользы от введения наказания пожизненным лишением водительских прав и в Федерации автомобилистов России. Но по другой причине: в организации считают, что до тех пор, пока не решена проблема взяток, мера борьбы с нетрезвыми водителями превратится в очередной коррупционный инструмент.

С идеей пожизненного лишения водительских прав законодатели пошли на третий круг: инициатива уже обсуждалась в 2007 и 2009 годах, но решение так и не было принято.

Сейчас рассмотрение вопроса запланировано на осень, и, если законодатели и общественники придут к консенсусу, уже в будущем году за пьянство за рулем будет «светить» пожизненное.