Казаки — не разбойники. Чем занимается и как живет казачья община на территории Удмуртии?

Юрий Абашев

 

Казачество Удмуртии, некогда призванное в республику для охраны заводов, утратило свое предназначение. Реестровые казаки, имеющие звания и награды, оказались не нужны региону, который они теперь считают своей родиной. Многочисленная община надеется, что новая власть оценит возможности и достоинства казаков, которые умеют не только охранять порядок в дни больших праздников.

Фото: kazaki18.comИстория казачества в Удмуртии

История казачества на территории современной Удмуртии начинается во 2-й половине XVI века, когда первые отряды вольных людей двигались на освоение новых земель за Уралом. Многим позже казачьи части Оренбургского войска охраняли Ижевский и Воткинский военные заводы. В Гражданскую войну казачьи сотни сходились в схватках с красными в боях за наш край, но от тех казаков после потрясений XX века осталась только память в книгах и архивных документах.

Современное казачество в республике началось как землячество 21 сентября 1991 года.

«Мы, к сожалению, не казаки, а их потомки» — с таких слов начали беседу со мной представители казачества Удмуртии.

Фото: kazaki18.comКазаки и власть

Кабинет казачьего штаба в Ижевске весьма аутентичен. Атаманская палица в шкафу, хоругви, старинные книги об истории народа и фото главы государства на почётном месте. За столетия изменились масштаб казачества, его внешний вид и, конечно, роль в жизни страны. Последнее находится в неопределённом состоянии.

«Мы все ждём рабочую встречу с Бречаловым, — сказал заместитель атамана Григорий Гусаров. — По закону, поскольку казачество наше реестровое, мы должны нести государственную службу, в этом и состоит главный вопрос. Власть в республике сменилась, перспективы наши неясны».

В состоянии неопределенности удмуртские казаки живут уже давно: при прежнем главе, Александре Соловьеве, развитие общины остановилось. Бывший руководитель региона этот вопрос предметно не рассматривал, не помогал, но и ничем не мешал казакам. Поэтому выживали они исключительно за счет собственных средств и усилий.

Сейчас казаки рассчитывают на рабочую встречу с Александром Бречаловым — они пригласили врио на Большой окружной казачий круг, где пройдут выборы атамана. Если встреча состоится, тогда можно будет четко проговорить перспективы развития казачества в Удмуртии.

Фото: kazaki18.com«У нас уже была короткая встреча с Александром Владимировичем. Мне он понравился тем, что у него нет усталости от занятия политикой, которая со временем деформирует человека, лишает его желания работать. Бречалов создаёт впечатление человека, готового брать на себя риск. Но пока я не вижу, что у него есть чётко выраженная стратегия. Сейчас он работает в режиме оперативного кризис-менеджера и находится в поиске выхода из ситуации. О результатах работы говорить рано, но людям всегда кажется, что новый „царь“ будет лучше старого», — с явной симпатией и лёгкой ноткой справедливого недоверия сказал Григорий Гусаров.

«Что вы нам можете предложить?»

По закону казаки, считающие себя людьми на службе у государства, могут заключать договоры с муниципалитетами и осуществлять охрану общественного порядка, обеспечивать экологическую и противопожарную безопасность. И действительно, изредка на крупных городских мероприятиях в Ижевске можно заметить казаков, патрулирующих территорию в качестве дополнительной поддержки правоохранительным органам.

«Проблема в том, что казаки активно привлекаются к госслужбе только в местах традиционного проживания. В Удмуртии же мы остались не у дел», — отметил атаман Верхнекамского отдельного казачьего общества Виктор Ерошенко.

Фото: kazaki18.comТакже казаки занимаются патриотическим воспитанием молодёжи. Организованные ими лагеря благоприятно принимаются обществом. Под опекой казаков находятся кадеты школы № 5 посёлка Игра. Летом они отдыхают в военно-спортивных лагерях, которые проводятся ежегодно. В них дети обучаются строевой подготовке, рукопашному бою, обращению с шашкой и стрельбе.

Однако все, чем казаки сейчас занимаются в Удмуртии, — это работа на общественных началах и, соответственно, никак не оплачиваемая. Поэтому большая часть членов общины — обычные граждане, которые платят налоги, ходят на работу и ездят в общественном транспорте.

«В семье не без урода»

Население к казачеству относится по-разному. Большой урон имиджу общины наносят пресловутые «ряженые», которые дискредитируют современное казачество своими выходками.

«Да, есть такие, бегающие в лампасах, погонах, бренча медальками и кидающиеся на людей из-за их взглядов, внешнего вида и т. д. Но мы же люди, среди нас есть и радикально настроенные граждане, и умеренные. Хочется сказать одно — не каждый человек в казачьей форме является казаком, — подчеркнул атаман казачьей общины Ижевска Владимир Ерошенко. — Мы казаки реестровые, нам положены определённые погоны, форма, награды. Есть самодеятельные казаки, сами себе присваивающие звания и выдающие медали, — это и есть „ряженые“. Мы к ним относимся скептически, но они составляют нашу общую казачью общину, а в семье не без урода».

О митингах, Навальном и историческом «везении»

«Люди в казачьей форме» — такое описание часто появляется в новостях об избиении оппозиционеров, скандальных музыкантов и блогеров. Последние зафиксированные факты — нападения на открывающиеся штабы Алексея Навального, в результате чего последний был облит зеленкой. Это, кстати, и есть те самые «ряженые». Стоит отметить, что в Удмуртии со стороны казачества таких действий никогда не было.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Прошедшие митинги против коррупции вызвали раскол в обществе на «за», «против» и «воздержался». У казаков Удмуртии есть своё мнение на этот счёт, и оно не подошло ни под один из трёх вариантов.

После заданного мной вопроса об их отношении к митингам казаки, присутствовавшие в кабинете, оживились, хотя разговоров о политике хотели избежать.

«Если у него (Алексея Навального. — Прим. «ДЕНЬ.org») есть информация, пусть пишет в компетентные органы, пускай они разбираются. А пока это пустая болтовня в Интернете», — ответил атаман «станицы Ижевской» Владимир Ерошенко.

Дебаты подытожил атаман Верхнекамского казачьего округа Виктор Ерошенко: «Сверху всегда плевали на решения народа, так было на референдуме о сохранении СССР в 1991 году. Ну не везёт нам на хороших руководителей, сейчас только повезло с Путиным, это называется — роль личности в истории».

Фото: kazaki18.comИстория же самих казаков сейчас, очевидно, на перепутье. Несмотря на то что община существует на территории республики не одну сотню лет, казачья культура и Удмуртия, пожалуй, пока слишком далеки друг от друга. От традиций казаков — охранников военных заводов Ижевска и Воткинска уже ничего не осталось. А современным казакам, видимо, еще только предстоит найти свое место в регионе, который они считают родиной.