Душа колокола. Звонари в Ижевске хотят восстановить живой колокольный звон

Владислав Мымрин

Из-за невостребованности профессии звонаря в церковные колокола в Удмуртии сегодня часто бьют управляемые машины, но инициаторы установки таких приспособлений считают, что именно это поможет в восстановлении традиции живого колокольного звона. Специально для «ДЕНЬ.org» звонари рассказали и о других нюансах своей работы.

Отец Александр. Фото: ©«ДЕНЬ.org»Мне посчастливилось побывать в открытом недавно храме Иверской Иконы Божией Матери в Ижевске, где звонарь и установщик электронного приспособления, заменяющего человеческий труд, наглядно продемонстрировали оба способа извлечения мелодии из колоколов.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Это московские колокола. Видите, они украшены различными надписями, иконами. Люди видят их и радуются, — рассказывает бывший звонарь отец Александр Ложкин, поглаживая огромный колокол. — Он весит 4,5 тонны. Совокупный вес колоколов, которые находятся здесь, — 8 тонн».

Отзвонив для демонстрации своих способностей звонкую трель, он сказал, что сегодня звонарь крайне редкая и при этом сложная профессия, обучаться которой готов далеко не каждый.

«Я вот, например, звоню уже 14 лет, но сейчас этого делать не могу, потому что стал священником и мне нужно служить, — говорит он. — Нужно, чтобы человек хотел делать это от всей души, а не из-за денег, которых ему могут и не заплатить, а если он и будет что-то зарабатывать, то это не так много. При этом он должен быть физически устойчивым, потому что иногда приходится бить подолгу, ответственным, потому что бить в колокола часто нужно по определенному времени, и при этом нужно иметь чувство ритма. Поэтому остаются только немногие».

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Именно из-за своего рода кадрового дефицита в этой области на помощь людям пришел так называемый электронный звонарь, придуманный руководителем Международного центра колокольного искусства Андреем Дьячковым. Принцип работы этого устройства заключается в следующем: к тросу-«растяжке» крепится репшнур, который подходит к валу двигателя, в свою очередь питание на него подает контроллер, энергия к которому поступает от обычного автомобильного аккумулятора. Такое приспособление знает порядка 30 мелодий, которые чаще всего используются при каких-либо значимых событиях.

Система управляется пультом. Фото: ©«ДЕНЬ.org»Установка этого устройства, конечно, имеет множество преимуществ перед использованием «ручного труда». Во-первых, установить такую вещь проще, чем искать того, кто согласится постоянно подниматься на высокую колокольню в мороз и солнцепек, где нужно будет довольно продолжительное время звонить в колокол. Во-вторых, машина, в отличие от человека, не сможет опоздать или не сориентироваться в ответственный момент. В-третьих, человек, устав, может отказаться от этого занятия или, например, подняться по иерархической лестнице, и тогда у него не будет на это времени, как у отца Александра, а «электронный звонарь» всегда будет оставаться на одном месте.

Казалось бы, ситуация развивается таким образом, что со временем машина попросту вытеснит людей из этой области, но, по словам Александра Стерхова, который занимается установкой «электронных звонарей», это устройство, напротив, призвано возродить традицию живого колокольного звона в России.

Александр Стерхов. Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Мы все равно стремимся к тому, чтобы звонить по традиции. Так принято, это нужно возрождать, человек вкладывает в это душу. Когда-то вставал вопрос об использовании электричества в церквях, и вот, пожалуйста, лампочки есть, но ведь свечи все равно остались, — говорит Александр Стерхов. — Сам „электронный звонарь“ разрабатывался для обучения. То есть человек приходит, видит, за какие тросы в определенный момент потянул механизм, а потом может запомнить и дергать за них сам. И так несколько раз. Раньше такой своего рода самоучитель был на компьютерах — человек смотрел на мониторе, за какой колокол должна отвечать рука или нога, и запоминал. Кстати, я и сам когда устанавливал „электронные звонари“, загорелся идеей научиться звонить. Посмотрел, потом попросил отца Александра меня научить, теперь могу и сам звонить».

Самый крупный колокол в храме весит 4,5 тонны. Фото: ©«ДЕНЬ.org»Он отметил, что за системой, которая, по большому счету, довольно неприхотлива, все-таки нужно регулярно следить, проверять ее состояние, иначе она просто выйдет из строя. Последствия к тому же могут быть и опасны. Так, например, если своевременно не заменить натянутый трос, он может лопнуть и покалечить того, кто находится рядом.

Кроме того, по словам Стерхова, неопытный звонарь, не рассчитавший силы, может расколоть колокол, особенно на 30-градусном морозе, когда металл становится более хрупким, чем обычно. В таком случае для подбора нового потребуется специально обученный человек, который должен будет определить параметры необходимой замены, руководствуясь собственным слухом или, в отдельных случаях, камертоном. Меняются колокола и комплектами.

Создание колокола — настоящее искусство. Каждый из них, по словам Александра Стерхова, имеет свой голос, на который влияет множество факторов.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Это сплав металлов, который будет оптимален для правильного звучания. Бытует мнение, что в колокола добавляют серебро, но это только миф, — говорит Александр. — В каждом городе колокола делают по-своему, и это влияет на звук. Где-то их действительно производят с душой, а где-то это просто уже стало обычным бизнесом».

Перед окончанием нашей беседы позвонить в колокол, к слову, дали и мне. Сыграв хаотичный набор оглушающих звуков и успев хорошенько замерзнуть на гуляющем в колокольне ветру, я и сам убедился, что дело это действительно непростое, но оно по-настоящему может вдохновлять как самого себя, так и слушающих.