Одна неделя понадобилась родителям 40-й школы, чтобы отбиться от чиновников, курирующих в Ижевске образование. Сейчас зам главы города по соцвопросам делает вид, что был неправильно понят. Лукавит. Все всё поняли. Поэтому и поспешили объединиться в группу с помощью одного из популярных мессенджеров.
Общеобразовательной 40-й школе была уготована роль стать территорией для развития элитного лицея №30. Под разговоры о создании крупного образовательного комплекса «Перспектива» из лицея в помещения 40-й планировалось передвинуть младшие классы. «Взамен» под крышей 30-го лицея могло увеличиться количество старших классов, очевидно, коммерчески более интересных.
В понедельник, 9 сентября на «рабочей встрече» родителей из 40-й школы с администрацией города чиновники пошли на попятную, сообщив, что пока у них нет планов что-либо менять. Оказывается, планы объединения школ - это «всего лишь идея».
Через день - 11 сентября на заседании депутатской комиссии Гордумы Ижевска по местному самоуправлению, куда обратились родители из 40-й школы, выяснилось, что отступление чиновников – мера вынужденная. И в администрации Ижевска, по-прежнему считают идею объединения школ в крупные комплексы – «великолепной» и единственно верной.
На встрече с депутатами присутствовали пять уполномоченных от группы родителей, численность которых в группе «Сохраним школу №40» в мессенджере вайбер к тому времени превысила 350 человек. Администратор группы Сергей Канторович рассказал, как вместо праздника День знаний в 40-й школе превратился в сбор подписей родителей, встревоженных объединением с 30-м лицеем.
-Третьего сентября была презентация и нам показали, как планируется менять школы 30 и 40. Модернизация – это здорово, но надо же её проводить с учетом мнения родителей и экспертов в области образования и социальной политики. – сообщил Сергей Канторович.
-А почему Вы против? - поинтересовался у Сергея Анатольевича председатель депутатской комиссии Альфред Зиннатуллин.
- Тридцатка – это лицей, где обучение происходит по усложненной программе. Сороковая – одна из лучших, но всё же общеобразовательная школа. Поэтому большинство детей, обучающихся по месту жительства, будут вынуждены переводиться в другие школы. Ближайшая из них находится в полутора километрах.
Отдуваться за идею объединения на комиссию был приглашён заместитель главы администрации Ижевска по социальной политике Дмитрий Чистяков. Держался он очень бодро, даже, можно сказать, через чур.
-Сороковая – это крутая школа, но тридцатка – ещё более крутая, обладающая большим ресурсом, в т.ч. финансовым. Нам казалось, что в нынешней непростой ситуации неплохо бы было эти ресурсы слить, – заявил Дмитрий Чистяков, и секунду подумав, добавил, - для общего блага.
По его мнению, подобных примеров в стране «огромное количество».
- Перед нами ставятся задачи руководством страны, мы должны войти в десятку образований мира, - говорил Дмитрий Чистяков с таким выражением, что создалось впечатление, что он только что обсуждал всё это с Путиным.
Впечатление смазало продолжение речи (всё ж таки не с Путиным, а с советником главы города Черемных).
-Тот проект, который презентует Черемных по созданию старшей школы, он великолепен! Это то, что нам необходимо! Нельзя жить в тех форматах, которые существуют!
- Можно я Вас прерву? - остановил полет мысли чиновника председатель депутатской комиссии Альфред Зиннатуллин. - Дмитрий Александрович, мы не можем навязывать людям свою позицию. Проявите уважение. Хотите донести свою позицию, так расскажите о ней людям. И пусть они скажут: да, нам, наверное, это надо. Вот, Сергей Анатольевич (прим. – Канторович) чётко сказал: ему не надо. Вы, извините, но это он, как избиратель, является заказчиком наших услуг, а администрация должна выполнять пожелания граждан. Меняйте свою позицию, Дмитрий Александрович, меняйте своё отношение к людям.
Однако, Дмитрий Чистяков позиции сдавать явно не собирался:
-Мы стараемся не допускать до таких историй. Если бы обсуждение не вышло из моего кабинета, мы бы до сих пор обсуждали, а это вынесли как свершившийся факт. И, вот, такая гипертрофированная реакция!
-Реакция – нормальная. – не согласились с ним депутаты. – Люди вовремя спохватились. Если бы они затянули этот процесс, завтра бы остались без школы…
- Уважаемые родители, - обратился Альфред Зиннатуллин к уполномоченным представителям, - по вашему мнению, что произошло 9 сентября на встрече с администрацией города?
-Нам сказали, что идея требует доработки, – ответил кто-то из группы.
-А есть какая-то концепция этой идеи? – продолжал спрашивать депутат.
- Нет. Только идея. – сказал Чистяков.
- А с чем тогда Вы нас знакомили 3 сентября? – уточнили родители.
-Вот, с этой идеей. – кратко ответил зам главы по социальной политике.
Однако, ему хотелось, чтобы присутствующие оценили всю тяжесть работы чиновников.
– Когда всё вышло в публичную плоскость, чего мы не ожидали, нам пришлось верстать некую презентацию. Да, она неполноценная, кривая, это так, потому что делалась на коленях, - Дмитрий Чистяков пытался быть откровенным.
И у него получилось. Даже образное выражение «на коленях» возбудило мысль о вполне конкретных коленях руководителя Управления образования Светланы Петровой. Светлана Геннадьевна пока единственный чиновник от образования, пострадавшая в этой истории. Её в одночасье (и без объяснения причин) отправили в отставку в самый разгар скандала с объединением школ.
В 2016-2017 г.г. Светлана Петрова уже отметилась в похожей истории с объединением трёх школ и одного детского сада на ул. Ворошилова. Тогда тоже, благодаря совместным усилиям родителей, учителей и вмешательству депутатов Гордумы, реформаторство чиновников удалось остановить.
Тот случай припомнили и Чистякову (в то время еще депутату гордумы).
-Что сделать, чтобы этого больше не было? – в лоб спросил его Альфред Зиннатуллин.
-Чего этого? – сделал вид, что не понял зам главы Чистяков.
-Таких моментов, как сейчас, – не стал расшифровывать депутат.
-Это, всё равно, опыт. – попытался оправдаться чиновник.
-Опыт у нас уже был на примере школ на ул. Ворошилова.
-Мы же не прошли этот путь, - начал рассуждать Чистяков. – Но мы, всё равно, будем пробовать, только вне привязки к конкретным школам. Концепция центров – это то, что позволит нам развиваться и шагать вперёд.
Чистякова явно снова куда-то несло.
-Можно ничего не делать, можно оставить всё как есть, но я бы хотел обратить внимание, что современная школа – она несколько иная, другие вызовы, другие задачи…
-Ну, так расскажите про них, - остановил общие рассуждения депутат Зиннатуллин, - сделайте общую концепцию, учтите в ней все факторы, а потом уже заявляйте о каких-то локальных проектах.
-Любое решение должно быть продиктовано какой-то целесообразностью – экономической или улучшением качества. – поддержал коллегу депутат Андрей Зюзин. – Может быть, Вы представите нам модель будущего? Опубликуете эти материалы на сайте города, получите обратные отклики.
-И второй вопрос, – продолжил Андрей Зюзин, – меня насторожило Ваше заявление про то, что 30-й лицей обладает более значительными финансовыми ресурсами? Вопрос к руководителю финансового управления: 30-я и 40-я школы финансируются по-разному?
-Нет, исходя из единых нормативов затрат на одного учащегося, - быстро среагировал Павел Новгородцев.
-Я имел ввиду внебюджет, - уточнил Чистяков, - он у школ формируется разнообразно. Это и платные образовательные услуги, и некоторые школы прекрасно взаимодействуют с бизнесом. Все зависит от того, какие задачи ставит попечительский совет. Есть школы, где никакой дополнительной работы не ведётся, так они и живут, а есть школы, где развиваются разнообразные платные услуги. Тридцатая в этом отношении наиболее успешна, - признался Чистяков.
- Это ни хорошо, ни плохо, это - реалии жизни, - попытался перевести он разговор в общую плоскость.
-И какой же «внебюджет» у 30-й и 40-й? – вернули его «на землю» депутаты гордумы.
-Порядка 4 миллионов у 30-ки и 1 миллион у 40-й.
-Тогда в чём смысл объединения? – задал риторический вопрос Андрей Зюзин. – У одной - миллион, у другой – четыре. Сложим, разделим на двоих – получим два с половиной миллиона.
-Дело, ведь, не в делении денег, а в том, чтобы совместными усилиями активно развивать материальную базу той школы, которая «вливается». У 30-ки есть совершенно определённая материальная база, у 40-й она чуть похуже. Можно было бы улучшить за счёт этого взаимодействия, – попытался увести разговор Чистяков.
-Концепция когда будет? – прервал его депутат Зиннатуллин.
-Мы работаем с министерством образования, это работа большая, длительная, но она будет. – начал рассуждать Чистяков.
-Поручаем вам подготовить концепцию по всем заявленным вами изменениям, хотя, честно скажу, я до сих пор гордился нашим образованием. – заявил Зиннатуллин.
-Можете продолжать гордиться, оно одно из лучших.
-Тогда может не стоит ничего менять. Наоборот, это Москва и Пермь должны наш опыт перенимать?
-Есть задачи, которые ставятся нам национальными проектами и их нельзя игнорировать. Это задание главы государства и мы не сможем на старых объектах реализовывать те задачи, которые перед нами стоят, за этим будущее…
-Это пустые слова, - снова попытался остановить Чистякова депутат Зиннатуллин.
-Нацпроект образование – это не пустые слова… - хотел продолжить Чистяков.
-Знаете, что является последней степенью познания в философии? – неожиданно спросил его депутат.
-Я, к сожалению, слаб в философии, - ответил чиновник.
-Практика. Практика показывает, что сегодня образование в Ижевске одно из лучших в стране. Наши дети побеждают на олимпиадах…
-Ну, разве же мы должны на этом остановиться? – попытался вернуть инициативу Дмитрий Чистяков.
-А куда мы идём-то, если мы лучшие?
-Нам программу, куда мы идём, рисует глава государства, - заявил Чистяков с таким видом как будто бы у него, действительно, есть какая-то секретная прямая связь с Путиным.
-Мы пока понимаем только одно, что вы не слышите родителей, – вернул его в реальность Альфред Зиннатуллин, – Вы на своей волне, а люди совсем на другой. Зачем из лучшего делать непонятно что? Не хочешь испортить – не улучшай.
-А дети, Вы считаете, они так же думают? – неожиданно спросил Дмитрий Чистяков.
-Вот, здесь сейчас сидят родители – их законные представители. У них и спрашивайте. А я предлагаю поручить Дмитрию Александровичу разработать концепцию. В какой срок Вы готовы её представить?
-Это совместный проект с министерством образования…- начал Чистяков.
-То есть Вы не готовы её представить? А работать Вы готовы заместителем по социальным вопросам?
-Это вопрос?
-Да, Вы не готовы представить концепцию, а ещё к чему Вы не готовы?
-Мы не можем отдельно от министерства…
-Это не ответ.
-Ставьте задачу.
-Мы ставим задачу. Спрашиваем у вас срок исполнения. Вы нам сейчас уверенно лозунгами доказывали, что требуется модернизация, что не надо стоять на месте. Вот, и давайте лозунги превратим в реальные дела.
-Хорошо.
-И так, – подвёл итог Зиннатуллин, - сначала концепция, обсуждаем её со всеми депутатами, а они обсуждают в школах в своих округах. Тем более следующий год будет выборным. Сроки: до 1 января – разработать, до 1 февраля - представить.
Закончилось рассмотрение обращения родителей 40-й школы предложением депутата Андрея Зюзина обратиться к главе Ижевска Олегу Бекмеметьеву с предложение рассмотреть вопрос о работе социальной сферы и при необходимости принять меры дисциплинарного воздействия. Однако, немного посовещавшись, формулировку смягчили до «обратить внимание».
В общем, блиц-криг с объединением дорого обошелся его инициаторам. А началось, всё с того, что родители 40-й школы просто не стали молча терпеть произвол, и решили объединиться.