Борьба с комплексами. Конфликт чиновников с родителями 40-й школы Ижевска перерос в нечто большее

Сергей Щукин

Родители учеников школы №40 не скрывают своих эмоций после победы. Фото © "ДЕНЬ.org"Одна неделя понадобилась родителям 40-й школы, чтобы отбиться от чиновников, курирующих в Ижевске образование. Сейчас зам главы города по соцвопросам делает вид, что был неправильно понят. Лукавит. Все всё поняли. Поэтому и поспешили объединиться в группу с помощью одного из популярных мессенджеров.

Самая привилегированная школа Ижевска - лицей №30.  Общеобразовательной 40-й школе была уготована роль стать территорией для развития элитного лицея №30. Под разговоры о создании крупного образовательного комплекса «Перспектива» из лицея в помещения 40-й планировалось передвинуть младшие классы. «Взамен» под крышей 30-го лицея могло увеличиться количество старших классов, очевидно, коммерчески более интересных.

В понедельник, 9 сентября на «рабочей встрече» родителей из 40-й школы с администрацией города чиновники пошли на попятную, сообщив, что пока у них нет планов что-либо менять. Оказывается, планы объединения школ - это «всего лишь идея».

Директор лицея №30 Марина Рудольская и директор школы №40 Ирина Петрова, работавшая до своего недавнего назначения на должность директора завучем в лицее №30Через день - 11 сентября на заседании депутатской комиссии Гордумы Ижевска по местному самоуправлению, куда обратились родители из 40-й школы, выяснилось, что отступление чиновников – мера вынужденная. И в администрации Ижевска, по-прежнему считают идею объединения школ в крупные комплексы – «великолепной» и единственно верной.

На встрече с депутатами присутствовали пять уполномоченных от группы родителей, численность которых в группе «Сохраним школу №40» в мессенджере вайбер к тому времени превысила 350 человек. Администратор группы Сергей Канторович рассказал, как вместо праздника День знаний в 40-й школе превратился в сбор подписей родителей, встревоженных объединением с 30-м лицеем.

Председатель уполномоченного Комитета родителей школы №40 Сергей Канторович-Третьего сентября была презентация и нам показали, как планируется менять школы 30 и 40. Модернизация – это здорово, но надо же её проводить с учетом мнения родителей и экспертов в области образования и социальной политики. – сообщил Сергей Канторович.

-А почему Вы против? - поинтересовался у Сергея Анатольевича председатель депутатской комиссии Альфред Зиннатуллин.   

- Тридцатка – это лицей, где обучение происходит по усложненной программе. Сороковая – одна из лучших, но всё же общеобразовательная школа. Поэтому большинство детей, обучающихся по месту жительства, будут вынуждены переводиться в другие школы. Ближайшая из них находится в полутора километрах.

Отдуваться за идею объединения на комиссию был приглашён заместитель главы администрации Ижевска по социальной политике Дмитрий Чистяков. Держался он очень бодро, даже, можно сказать, через чур.

Заместитель главы администрации г. Ижевска Дмитрий Чистяков-Сороковая – это крутая школа, но тридцатка – ещё более крутая, обладающая большим ресурсом, в т.ч. финансовым. Нам казалось, что в нынешней непростой ситуации неплохо бы было эти ресурсы слить, – заявил Дмитрий Чистяков, и секунду подумав, добавил, - для общего блага.

По его мнению, подобных примеров в стране «огромное количество».

- Перед нами ставятся задачи руководством страны, мы должны войти в десятку образований мира, - говорил Дмитрий Чистяков с таким выражением, что создалось впечатление, что он только что обсуждал всё это с Путиным.

Советник главы Ижевска Михаил Черемных. Фото: facebookВпечатление смазало продолжение речи (всё ж таки не с Путиным, а с советником главы города Черемных).

-Тот проект, который презентует Черемных по созданию старшей школы, он великолепен! Это то, что нам необходимо! Нельзя жить в тех форматах, которые существуют!

- Можно я Вас прерву? - остановил полет мысли чиновника председатель депутатской комиссии Альфред Зиннатуллин. -  Дмитрий Александрович, мы не можем навязывать людям свою позицию. Проявите уважение. Хотите донести свою позицию, так расскажите о ней людям. И пусть они скажут: да, нам, наверное, это надо. Вот, Сергей Анатольевич (прим. – Канторович) чётко сказал: ему не надо. Вы, извините, но это он, как избиратель, является заказчиком наших услуг, а администрация должна выполнять пожелания граждан. Меняйте свою позицию, Дмитрий Александрович, меняйте своё отношение к людям. 

Однако, Дмитрий Чистяков позиции сдавать явно не собирался:

-Мы стараемся не допускать до таких историй. Если бы обсуждение не вышло из моего кабинета, мы бы до сих пор обсуждали, а это вынесли как свершившийся факт. И, вот, такая гипертрофированная реакция!

-Реакция – нормальная. – не согласились с ним депутаты. – Люди вовремя спохватились. Если бы они затянули этот процесс, завтра бы остались без школы…

Депутаты гордумы Ижевска Альфред Зиннатуллин, Андрей Зюзин, Сергей Кривоногов- Уважаемые родители, - обратился Альфред Зиннатуллин к уполномоченным представителям, - по вашему мнению, что произошло 9 сентября на встрече с администрацией города?

-Нам сказали, что идея требует доработки, – ответил кто-то из группы.

-А есть какая-то концепция этой идеи? – продолжал спрашивать депутат.

- Нет. Только идея. – сказал Чистяков.

- А с чем тогда Вы нас знакомили 3 сентября? – уточнили родители.

-Вот, с этой идеей. – кратко ответил зам главы по социальной политике.

Однако, ему хотелось, чтобы присутствующие оценили всю тяжесть работы чиновников.

– Когда всё вышло в публичную плоскость, чего мы не ожидали, нам пришлось верстать некую презентацию. Да, она неполноценная, кривая, это так, потому что делалась на коленях, - Дмитрий Чистяков пытался быть откровенным.

Светлана Петрова и Дмитрий Чистяков. Фото: facebook И у него получилось. Даже образное выражение «на коленях» возбудило мысль о вполне конкретных коленях руководителя Управления образования  Светланы Петровой. Светлана Геннадьевна пока единственный чиновник от образования, пострадавшая в этой истории. Её в одночасье (и без объяснения причин) отправили в отставку в самый разгар скандала с объединением школ.

В 2016-2017 г.г. Светлана Петрова уже отметилась в похожей истории с объединением трёх школ и одного детского сада на ул. Ворошилова. Тогда тоже, благодаря совместным усилиям родителей, учителей и вмешательству депутатов Гордумы, реформаторство чиновников удалось остановить.

Тот случай припомнили и Чистякову (в то время еще депутату гордумы).

-Что сделать, чтобы этого больше не было? – в лоб спросил его Альфред Зиннатуллин.

-Чего этого? – сделал вид, что не понял зам главы Чистяков.

-Таких моментов, как сейчас, – не стал расшифровывать депутат.

-Это, всё равно, опыт. – попытался оправдаться чиновник.

-Опыт у нас уже был на примере школ на ул. Ворошилова.

-Мы же не прошли этот путь, - начал рассуждать Чистяков. – Но мы, всё равно, будем пробовать, только вне привязки к конкретным школам. Концепция центров – это то, что позволит нам развиваться и шагать вперёд.

Чистякова явно снова куда-то несло.

-Можно ничего не делать, можно оставить всё как есть, но я бы хотел обратить внимание, что современная школа – она несколько иная, другие вызовы, другие задачи…

-Ну, так расскажите про них, - остановил общие рассуждения депутат Зиннатуллин, - сделайте общую концепцию, учтите в ней все факторы, а потом уже заявляйте о каких-то локальных проектах.

-Любое решение должно быть продиктовано какой-то целесообразностью – экономической или улучшением качества. – поддержал коллегу депутат Андрей Зюзин. – Может быть, Вы представите нам модель будущего? Опубликуете эти материалы на сайте города, получите обратные отклики.

Начальник управления финансов Павел Новгородцев-И второй вопрос, – продолжил Андрей Зюзин, – меня насторожило Ваше заявление про то, что 30-й лицей обладает более значительными финансовыми ресурсами? Вопрос к руководителю финансового управления: 30-я и 40-я школы финансируются по-разному?

-Нет, исходя из единых нормативов затрат на одного учащегося, - быстро среагировал Павел Новгородцев.

-Я имел ввиду внебюджет, - уточнил Чистяков, - он у школ формируется разнообразно. Это и платные образовательные услуги, и некоторые школы прекрасно взаимодействуют с бизнесом. Все зависит от того, какие задачи ставит попечительский совет. Есть школы, где никакой дополнительной работы не ведётся, так они и живут, а есть школы, где развиваются разнообразные платные услуги. Тридцатая в этом отношении наиболее успешна, - признался Чистяков.

- Это ни хорошо, ни плохо, это - реалии жизни, - попытался перевести он разговор в общую плоскость.

-И какой же «внебюджет» у 30-й и 40-й? – вернули его «на землю» депутаты гордумы.

-Порядка 4 миллионов у 30-ки и 1 миллион у 40-й.

-Тогда в чём смысл объединения? – задал риторический вопрос Андрей Зюзин. – У одной - миллион, у другой – четыре. Сложим, разделим на двоих – получим два с половиной миллиона.

Заместитель главы администрации г. Ижевска Дмитрий Чистяков-Дело, ведь, не в делении денег, а в том, чтобы совместными усилиями активно развивать материальную базу той школы, которая «вливается». У 30-ки есть совершенно определённая материальная база, у 40-й она чуть похуже. Можно было бы улучшить за счёт этого взаимодействия, – попытался увести разговор Чистяков.

-Концепция когда будет? – прервал его депутат Зиннатуллин.

-Мы работаем с министерством образования, это работа большая, длительная, но она будет. – начал рассуждать Чистяков.

-Поручаем вам подготовить концепцию по всем заявленным вами изменениям, хотя, честно скажу, я до сих пор гордился нашим образованием. – заявил Зиннатуллин.

-Можете продолжать гордиться, оно одно из лучших.

-Тогда может не стоит ничего менять. Наоборот, это Москва и Пермь должны наш опыт перенимать?

-Есть задачи, которые ставятся нам национальными проектами и их нельзя игнорировать. Это задание главы государства и мы не сможем на старых объектах реализовывать те задачи, которые перед нами стоят, за этим будущее…

-Это пустые слова, - снова попытался остановить Чистякова депутат Зиннатуллин.

-Нацпроект образование – это не пустые слова… - хотел продолжить Чистяков.

-Знаете, что является последней степенью познания в философии? – неожиданно спросил его депутат.

-Я, к сожалению, слаб в философии, - ответил чиновник.

-Практика. Практика показывает, что сегодня образование в Ижевске одно из лучших в стране. Наши дети побеждают на олимпиадах…

-Ну, разве же мы должны на этом остановиться? – попытался вернуть инициативу Дмитрий Чистяков.

-А куда мы идём-то, если мы лучшие?

-Нам программу, куда мы идём, рисует глава государства, - заявил Чистяков с таким видом как будто бы у него, действительно, есть какая-то секретная прямая связь с Путиным.

Родители учеников школы №40-Мы пока понимаем только одно, что вы не слышите родителей, – вернул его в реальность Альфред Зиннатуллин, – Вы на своей волне, а люди совсем на другой. Зачем из лучшего делать непонятно что? Не хочешь испортить – не улучшай.

-А дети, Вы считаете, они так же думают? – неожиданно спросил Дмитрий Чистяков.

-Вот, здесь сейчас сидят родители – их законные представители. У них и спрашивайте. А я предлагаю поручить Дмитрию Александровичу разработать концепцию. В какой срок Вы готовы её представить?

-Это совместный проект с министерством образования…- начал Чистяков.

-То есть Вы не готовы её представить? А работать Вы готовы заместителем по социальным вопросам?

-Это вопрос?

-Да, Вы не готовы представить концепцию, а ещё к чему Вы не готовы?

-Мы не можем отдельно от министерства…

-Это не ответ.

-Ставьте задачу.

-Мы ставим задачу. Спрашиваем у вас срок исполнения. Вы нам сейчас уверенно лозунгами доказывали, что требуется модернизация, что не надо стоять на месте. Вот, и давайте лозунги превратим в реальные дела.

-Хорошо.

Депутаты гордумы Ижевска Альфред Зиннатуллин, Андрей Зюзин-И так, – подвёл итог Зиннатуллин, - сначала концепция, обсуждаем её со всеми депутатами, а они обсуждают в школах в своих округах. Тем более следующий год будет выборным. Сроки: до 1 января – разработать, до 1 февраля - представить.

Закончилось рассмотрение обращения родителей 40-й школы предложением депутата Андрея Зюзина обратиться к главе Ижевска Олегу Бекмеметьеву с предложение рассмотреть вопрос о работе социальной сферы и при необходимости принять меры дисциплинарного воздействия. Однако, немного посовещавшись, формулировку смягчили до «обратить внимание».

В общем, блиц-криг с объединением дорого обошелся его инициаторам. А началось, всё с того, что родители 40-й школы просто не стали молча терпеть произвол, и решили объединиться.