«Наш секси-терминал», - фривольно среагировал гендиректор АО «Аэропорт Ижевск» на один из эскизов проекта нового аэровокзального комплекса. Эту реплику Александр Синельников разместил в своём профиле Инстаграм под игривым никнеймом - «maestro_2018». История с конкурсом не так проста, как кажется.
В конце мая заболевший COVID-19 и находящийся на самоизоляции в резиденции Главы Удмуртии Александр Бречалов развлекал своих подписчиков Вконтакте публичным опросом. «Выберите один из 6 вариантов внешнего вида фасада аэропорта», - написал он в форме опроса и приложил шесть пакетов с эскизами.
Спустя неделю запущенный главой республики опрос завершился, в нём приняли участие 30,4 тыс. подписчиков бречаловской страницы Вконтакете. Большинство выбрало идею 6 – «Концепция единства форм», за неё проголосовали 47,8% участников. Дело вкуса. Я тоже кликнул в крайний вариант, чтобы посмотреть результат. Это тот самый эскиз, который так возбудил гендира «Аэропорта Ижевск» (и по совместительству руководителя ОАО «Ижавиа»).
Все шесть концепций нового образа аэропорта «Ижевск» изготовили в одном месте – в ООО «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ», зарегистрированном по ул. Угрешская в Москве. Публичный опрос Вконтакте, проведённый Бречаловым, ничего, по большому счёту, не решал. Что станет с аэропортом «Ижевск» и каким он будет – определяется не в социальных сетях.
Не все, но многие это понимают. Среди отзывов и реплик под опросом Бречалова Вконтакте звучали и такие: «Голосование нужно проводить по поводу развития аэропорта до уровня международного, а не по его внешнему виду. Или у нас это единственная проблема, которая не решена? Больше денег потратить не на что?».
Всего на разработку проекта «Строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта «Ижевск»» руководство Удмуртии было готово потратить 97 млн. 017 тыс. 861 рубль. Открытый конкурс объявили ещё зимой. С 27 января по 21 февраля свои заявки на участие подали три проектных организации: ФГУП ГПИ И НИИ ГА «АЭРОПРОЕКТ», АО «НОВАЯ АВИАЦИЯ» и ООО «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ».
У всех участников, претендовавших на проектирование нового терминала, по данным сервиса rusprofile, есть серьёзный бэкграунд по работе с аэропортами страны. Победить могло любое из них, но конкурсная комиссия, которую возглавлял министр транспорта Удмуртии Алексей Горбачёв, выбрала самое дорогое из трёх ценовых предложений. Победитель - ООО «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ» снизило своё коммерческое предложение от начальной цены договора всего на 33 861 рубль.
Из трёх участников конкурса лучше всего знакомо с хозяйством и документацией аэропорта «Ижевск» - ФГУП «АЭРОПРОЕКТ». На ресурсе rusprofile есть сведения о чётырех контрактах этой организации с АО «Ижавиа» на общую сумму более 121,4 млн. рублей.
Перечислю чем занималось ФГУП «АЭРОПРОЕКТ» в Ижевске: исследовало эксплуатационно-техническое состояние несущей способности искусственных покрытий цементобетонного участка перрона, давало заключение по фактической способности перрона аэродрома, разрабатывало предпроектные предложения по реконструкции аэропортового комплекса «Ижевск» и проводило разработку проектной документации и инженерных изысканий по данному объекту.
Вероятно, в силу знания предмета проектирования, наличия документации и команды уже работавших с Ижевском специалистов, коммерческое предложение «АЭРОПРОЕКТ» было на треть дешевле первоначальной цены, заявленной АО «Аэропорт Ижевск» на открытом конкурсе – всего 69,9 млн. рублей.
Тем ни менее, самым выгодным по цене на прошедшем конкурсе стало коммерческое предложение питерского АО «НОВАЯ АВИАЦИЯ» - чуть более 49,8 млн. рублей. Организация - тоже не новичок на рынке. За спиной этой проектной организации по данным rusprofile работа с аэропортами Тамбова, Южно-Сахалинска, Брянска, Благовещенска, Пензы и кое-что ещё…
В игривом инстаграм «maestro_2018», который ведёт генеральный директор АО «Аэропорт Ижевск» и АО «Ижавиа», обнаружился любопытный пост. Этот пост Александр Синельников разместил 13 февраля, за неделю до окончания открытого конкурса по строительству нового аэровокзального комплекса аэропорт «Ижевск».
«Провели рабочую встречу с генеральным директором АО «Новая Авиация» Р.П. Алексеевым, – подписал г-н Синельников фото в своей инсте, - Проектирование реконструкции полосы в самом разгаре. Уже выполнен первый этап работ. Готов генеральный план реконструкции, прогноз перевозок. Проводятся изыскания, готовится техническая часть. По плану - окончание проектирования 31.08.2020. И экспертиза проекта - до 31.12.2020 г.».
Короткая реплика в инстаграм вызывает много вопросов.
Во-первых, как сказано выше, по данным rusprofile ФГУП «АЭРОПРОЕКТ» в 2015-2017 г.г. уже проводило проектные работы в Ижевске на сумму 121,4 млн. рублей. И хотя, эти события происходили до назначения Александра Синельникова гендиром «Ижавиа», данное обстоятельство само по себе не является поводом для новых «параллельных» работ с другой проектной организацией.
Справедливости ради надо сказать, что ни руководство Удмуртии, ни генеральный директор Синельников здесь были не при делах. Еще один новый конкурс на производство проектных работ по объекту: «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Ижевск)» организовало и провело в июле-августе 2019 г. московское ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Конкурс выиграло АО «НОВАЯ АВИАЦИЯ», снизив начальную цену в три (!) раза - с 152 739 206 до 49 990 000 рублей. Не знаю, насколько реально и разумно так уронить цену, но 12 августа конкурс был признан состоявшимся, а через неделю подписан договор.
После 4 сентября руководство АО «Аэропорт Ижевск» не особо распространялось о работе над проектом реконструкции, как следствие, не писали об этом и в средствах массовой информации. Что-то произошло в начале февраля 2020 г., вскоре после объявления последнего конкурса по проектированию объекта: «Строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта «Ижевск».
Насколько этично было Александру Синельникову, являвшемуся заместителем конкурсной комиссии, встречаться с одним из трёх участников тендера за неделю до окончания приема заявок? И для кого он выложил фото встречи в своём инстаграм?
Формально 13 февраля АО «Новая авиация» еще не подала заявку на конкурс (все участники сделали это только 20.02.2020 г.), но всё же? Есть ощущение наличия признаков «договорняка», где г-н Синельников мог попытаться развести заинтересованные организации по разные стороны денежных потоков. Кому-то терминал, кому-то взлётную полосу?
Терминал достался ООО «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ». Это уже свершившийся факт. Конкурсная комиссия 28 февраля рассмотрела и оценила все допущенные к конкурсу заявки, а 6 марта 2020 г. проголосовала за итоговый протокол. Заявке победителя был присвоен рейтинг 50%, предложения «АЭРОПРОЕКТА» оценили в 30%, рейтинг заявки «Новой Авиации» составил 21,5%.
О встречах официальных лиц Удмуртии с представителями и бенефициарами «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ» в инстаграмах и вконтактах ничего нет. Согласно ресурса rusprofile, основная доля (72%) уставного капитала этого юридического лица принадлежит оффшорной компании «И.СИ.ЭМ.ЭЙЧ. ИНЖИНИРИНГ КОНСТРАКШН МЕНЕДЖМЕНТ ХОЛДИНГС ЛТД». Остальными долями владеют два гражданина - Пётр Мазаев (26%) и Владимир Иванов (2%). Он же является генеральным директором.
Это его сотрудники нарисовали все шесть эскизов, за которые так активно голосовала ижевская общественность на странице Главы УР Александра Бречалова в Вконтакте.
Считается, что за оффшором могут «торчать уши» известного российского олигарха Виктора Вексельберга (ГК «Ренова»). Во всяком случае, «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ» активно работает с аэропортами, подконтрольными АО УК «Аэропорты Регионов».
Владелец этой управляющей компании тоже безликий оффшор – «ФУЛГЕЙТ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД». Но Виктор Вексельберг не скрывает свою причастность к «Аэропортам регионов». В феврале 2015 г. он летал вместе с премьером Дмитрием Медведевым на открытие терминала «Курумоч» (Самара), где «Аэропорты Регионов» выступали в роли компании-инвестора строительства терминала.
Всего в систему вексельберговской УК «Аэропорты Регионов» входит семь аэропортов: в Самаре, Уренгое, Петропавловске-Камчатском, Саратове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Ростове. Возможно, в перспективе к ним добавится международный аэропорт в Перми. Во всяком случае, проектированием нового терминала «Большое Савино» занимается также ООО «СПЕКТРУМ-ХОЛДИНГ».
По данным rusprofile между Пермью и этой проектной организацией в период с мая 2015 по февраль 2017 г. было заключено четыре договора на общую сумму 83 млн. рублей. Проект нового терминала аэропорта в Ижевске (не имеющего в отличие от Перми статуса международного), получается, будет стоить дороже.
Однако, проект терминала – это только проект, новое здание аэропорта нужно будет ещё построить. Очевидно, что под реализацию оплаченного за счёт бюджета УР по максимальной цене проекта потребуется частный инвестор. Формально его поиском займётся Корпорация развития Удмуртии. Кстати, руководитель корпорации Константин Сунцов был членом комиссии, рассмотревшей заявки на конкурсе по проектированию нового аэровокзального комплекса аэропорта «Ижевск», то есть он в курсе всех обстоятельств.
Что будет потом, когда на горизонте замаячит инвестор? Хотя, думаю, что вполне конкретный инвестор уже «замаячил». Власти Удмуртии, владеющие 100% акций АО «Аэропорт Ижевск», наверняка предложат инвестору их выкупить в зачёт предстоящих вложений в строительство. Только, вот, Медведева Вексельберг в Ижевск, как пять лет назад в Самару, точно, не привезёт. Времена изменились. Кому - что, кому – ничто, а кому - секси-терминал.