Виражи на порогах. Туристы из Удмуртии совершили сплав по рекам Башкирии

Надежда Филинова

Сплав по рекам Удмуртии подходит только для начинающих. Наши реки тихие и спокойные, как и люди, живущие вдоль них. За своей порцией адреналина и приключениями на свою пятую точку опытные сплавщики отправляются на Урал, Кавказ, в Карелию, Горный Алтай, где категория сложности рек варьирует от двух до шести баллов. Выше бывает лишь шесть плюс, но смертность на них достигает 50%, так что даже опытные сплавщики, если они не психи, обносят их, то есть обходят по берегу, взвалив судно на плечи.

В конце апреля группа из 16 человек – членов туристического клуба УдГУ «Траверз» выехала из Ижевска в Башкирию. Цель – сплавиться по Малому Инзеру и Лемезе на катамаранах, обе реки имеют вторую категорию сложности, но с порогами, которым присвоена третья категория. О походе рассказывает его участник Константин Миронов, капитан экипажа одного из катамаранов:

- Начальная точка маршрута - деревня Бердагулово, расположена на территории Южно-Уральского заповедника. За нахождение там взимались деньги - с человека 480 рублей, но ребята сумели договориться дешевле на 150 рублей. Ну, что взять с бедных студентов и заводской молодежи. Вообще, этот десятидневный поход обошелся нам в 4000 рублей с каждого.

Константин МироновСобрали четырехместные катамараны и семнадцать километров шли по спокойному участку М. Инзера. Это называется раскаткой, во время нее члены экипажа привыкают, притираются друг к другу, чтобы слаженно, без потерь, пройти препятствия порога.

Наш первый порог Айгир – семьсот метров бурлящего пенящегося потока, водоворотов и напора воды со всех сторон, со своим набором препятствий – имеет категорию сложности три балла. Только держи весла и штаны! На первом же пороге у нас произошло ЧП. Мы проходили его с грузом. Один рюкзак отвязался и упал в воду, я успел его схватить, но он зашел под раму катамарана, и ни туда ни сюда. Грести я уже не мог. В результате мы с трудом зачалились, но, слава Богу, никто не пострадал. Следующий порог Синие Скалы был двухбалльный, простой, мы его легко прошли.

Пейзажи, словно из "Властелина колец"Местность предгорная, пейзажи, как во «Властелине колец». Кругом снег - дубак. Теплее стало лишь на третий день пути, но наша команда на машине перекочевала на другую реку, Лемезу, протекающую в двадцати км от М. Инзера. Там местность еще выше, поэтому возникло ощущение, что попали из лета в зиму, хотя и до этого не было тепло. Первая ночь на Лемезе оказалась самой холодной: термометр показывал -1 градус по Цельсию. С утра проснулись, на палатках изморозь.

Походное утро – это отдельная история. Выбраться из теплого спальника и влезть в холодную обувь - становится не меньшим испытанием, чем преодоление порогов! Поднявшись, делаешь короткую перебежку от палатки к костру. А если ты - дежурный, то тебе предстоит подняться на полтора часа раньше остальных, чтобы этот костер развести, приготовить завтрак и разбудить всех.

По Лемезе сложно идти на каяках или байдарках, для этого нужен хороший опыт, поэтому все на катамаранах. Они более устойчивы. Самый сложный ее порог – Черная речка - с более высокими водяными валами, более крутыми препятствиями, с большей протяженностью (около двух километров), чем Айгир. Его мы прошли с первого раза. Правда, при повторном прохождении порога у нас два человека с катамарана выпали в воду, но зацепились за него и обратно залезли, все посмеялись и пошли дальше.

Когда все препятствия были позади, один наш катамаран зашел в препятствие «расческа». Это дерево с опущенными в воду ветками. Ребята не успели отрулить, и девушку с судна сбросило ветками в воду. Парни ее поймали, обратно посадили, все снова дружно посмеялись и пошли дальше.

С одной стороны, прохождение порогов – это весело, но с другой, это дело серьезное. На берегах вдоль порогов стоят могилки. На Айгире - две, и на Черной речке четыре или пять. А ведь это только третья категория сложности. Тем не менее, неопытным лучше туда не ходить.

Водопад АтышПеред сложным порогом мы всегда останавливались для разведки, обсуждали, как его проходить, и только после мыслительной работы, приступали к действию. Сломя голову в бурлящий поток не бросались.

О сложности порогов можно судить по их названиям. Простые имеют географические названия, а сложные - эмоционально окрашенные, например, «Дай Бог пройти!»

После прохождения Черной речки устроили походную баню. На берегу из камней соорудили печку, вокруг нее – каркас, который обтягивается пленкой, наверх кладутся коврик и спальники, чтобы жар не выходил. Топится шесть часов. Заготовили пихтовых веников, воду согрели на костре, баня получилась жаркая. Погрелись – в речку окунулись, а в ней талые воды, снова в баню - греться.

Обе реки – излюбленные туристические места. Берега все в кострах и палатках. Конец апреля – май – самое походное время. И те, кто стремиться к препятствиям, а не избегает их, собирают свои рюкзаки. Кстати, у туристов сильно развита взаимовыручка: если кто-то выпал из судна – ему всегда протянут весло помощи, вытащат на берег, обогреют у своего костра.

[ФОТОАЛЬБОМ]

Идем по спокойному участку Лемезы, замечаем, что с берега туристы из Башкирии машут нам веслами. Мы им тоже в ответ помахали, тогда они стали кричать: «Поворачивай влево!» Смотрим, а там туристы из Перми попали в «топляк», сидят в затопленном лесу, их водой прижало к деревьям, а у катамарана раму сломало. Все-таки катамараны – хрупкие создания. Мы успели во время повернуть. У запасливых пермяков была с собой бензопила, они нескольких часов прорубали себе дорогу.

Поход — это жизнь суровая, но простая, без интриг, притворства и обмана, такая, какую я люблю. Возвращаюсь домой, как в чужой мир, а сердце осталось в походе, и зовет меня обратно.

Фото: Александр Конышев