Доходы с большой дороги. Зачем Глава Удмуртии хочет продать акции АО «Удмуртавтодор»?

Сергей Щукин

Фото: архив газеты "День"Чем отличались так называемые «красные директора» от более поздней генерации управленцев – технократов? Тем, что они свои предприятия хотя и регулярно «доили», но и заботились о них, как о коровах-кормилицах. Технократы же ради сиюминутной выгоды – всё и всех готовы пустить «под нож».

Глава УР Александр Бречалов. Фото: vk.com/a.brechalov Вот, чем, мог руководствоваться Глава Удмуртии Бречалов, который с первых месяцев своей командировки в республику занимался предпродажной подготовкой государственных предприятий дорожной отрасли - «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское»?

На днях ожидаемо не состоялся первый аукцион по продаже 100% пакета акций АО «Удмуртавтодор». Скорее всего, не поступит ни одной заявки и на второй. Потом, после процедуры смены формы продажи с аукциона на публичное предложение, остатки крупнейших государственных активов республики уйдут в частные руки за 1,5 млрд. рулей. Причем, эти же 1,5 миллиарда, наверняка, вернут покупателю в рамках предоплаты за новые дорожные госконтракты.

То есть, в сухом остатке казна Удмуртии получает - «дырку от бублика».

Фото: vk.com/a.brechalovСимволично, что убитый тюрьмой экс-глава республики Александр Соловьёв, много лет проработавший «красным директором» «Удмуртавтодора», вынужден теперь беспомощно наблюдать за этим безобразным процессом.

Один раз такое уже случалось - в начале нулевых. Тогда волковский премьер Юрий Питкевич с министром дорожного хозяйства Денисом Агашиным тоже занимались «предпродажной подготовкой» предприятий отрасли. Планы прихватизаторов разрушил мой хороший знакомый - конкурсный управляющий Виктор Кужелев, который неожиданно для чинуш спас «Удмуртавтодор» выведя его из банкротства. За что, кстати, поплатился преследованием со стороны коррумпированных силовиков. Хорошо ещё, что не посадили…  

Фото: архив газеты "День"Решение о продаже акций АО «Удмуртавтодор» было одобрено депутатами Госсовета УР в начале марта. Заявленные на сессии аргументы в пользу продажи изначально звучали не убедительно: деньги, якобы, пойдут на сокращение дефицита бюджета, и, якобы, частный «Удмуртавтодор» будет иметь больше возможностей для получения господдержки и преференций (!?).

После 21 апреля, когда прозвучало послание президента России, тему с продажей акций «Удмуртавтодора» правильней было бы задвинуть в долгий ящик. Объявленное главой государства замещение коммерческих кредитов в структуре госдолгов регионов на бюджетные ссуды разрешило главную финансовую проблему Удмуртии.

Как заявил недавно вице-премьер УР Анатолий Строков, республика должна получить по этой линии 30,9 млрд. рублей. Поскольку на 1 июля казна Удмуртии была должна банкам 32 млрд. рублей, федеральная помощь почти полностью заместит дорогие коммерческие кредиты. Если верить Строкову, то после замещения банковских кредитов бюджетными ссудами экономия по выплате процентов должна будет составить свыше 700 млн руб. в 2021 г. и более 1,4 млрд руб. в 2022-м, то есть в сумме получается 2,1 млрд. рублей.

Фото: архив газеты "День"Вопрос: зачем в данной ситуации республиканской казне нужно срочно лишаться акций «Удмуртавтодора» (да ещё и за половину цены от их оценочной стоимости)?

Чем не повод для депутатов Госсовета УР занять позицию патриотов? И послать прикомандированного в республику Главу… в Москву, на поиск, как любит повторять сам Бречалов, новых возможностей.