Оказалось, не шутка. УКС выставил потребителям горячей воды в Ижевске счета вразрез с обещаниями

Надежда Филинова

Возможно ли, чтобы жители многоквартирных домов в Ижевске, имеющие общедомовые счетчики учета горячего водоснабжения, платили за поставляемый ресурс больше, чем жители домов, не имеющие этих приборов учета? Оказывается, возможно. Только население пока об этом не знает. Недочеты в принятых постановлениях правительства Удмуртии и отказ УКСа от данного ранее обещания привели к появлению у ТСЖ долгов, которые теперь могут лечь на плечи потребителей.

Фото: tyachivnews.in.uaИстория проблемы тянется издалека, с 17 декабря 2013 года, когда Региональная энергетическая комиссия УР выпустила постановление № 21/8 об утверждении двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение на 2014 год, обеспечиваемое «Удмуртскими коммунальными системами». Что это такое? По этому постановлению стоимость горячей воды складывалась из стоимости холодной воды и стоимости ее подогрева до горячего состояния. Установление двухкомпонентного тарифа было обусловлено требованиями федерального закона. С этого момента утверждение тарифов на горячую воду в одноставочном виде (руб./куб.м) стало являться нарушением действующего законодательства. А как было просто, когда один кубометр горячей воды имел конкретную - не раздробленную - цену. Но в сфере ЖКХ не может быть просто и ясно. Здесь просто и ясно - не выгодно.

Утвердив эти тарифы, РЭК сказал «А», но не сказал «Б», потому что не разработал методику расчета, сославшись на то, что это в компетенции другой организации, а именно Минстроя УР.

При отсутствии методики получилась непонятка. В соответствии с СанПин, который упоминается Правилами №354 «Предоставление коммунальных услуг», вода подогревается до 60 градусов по Цельсию, а гигакалория (расход энергии на единицу измерения), которая вводилась формулой, прописанной постановлением № 21/8, предусматривает нагрев воды свыше 100 градусов, то есть удельный вес расхода тепловой энергии на ее подогрев не был учтен! В результате цена 1 кубометра ГВС становилась плавающей. И в 2014 году это вызвало бы рост ежемесячных платежей для населения за предоставленный ресурс от 40 до 70 % и волну недовольства. Другими словами, без разработанной методики дома с счетчиками платили бы больше, чем дома без них. А ведь это нонсенс - счетчики и ставились для экономии!

О таких просчетах Ассоциация ТСЖ Удмуртии сообщила в Администрацию Ижевска. В итоге 27 января 2014 года было выпущено распоряжение Правительства республики № 38-р «О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по ГВС». Оно учитывало удельный вес подогрева горячей воды, вводя понижающий коэффициент в формулу расчета стоимости горячей воды. Однако касались эти нормы исключительно домов, не имеющих приборов учета. И это весьма странно, так как большинство домов их имеют.

Фото: t-kurer.ru29 января того же года на совещании в администрации Ижевска общественными организациями, ТСЖ и некоторыми УК было принято обращение к председателю Правительства УР рассмотреть возможность внесения изменений в распоряжение 38-р в части распространения его действий на все дома. Тогдашний и.о. председателя РЭК Владимир Финк, который тоже присутствовал на нем, пообещал исправить недочет. А пока его исправляли, домам, имеющим общедомовые приборы учета ГВС, разрешалось рассчитывать стоимость горячей воды, так же, как и домам без этих приборов. Однако обещание республиканскими властями выполнено не было - изменения в постановление правительства так и не внесли. Тем самым образовалась лазейка, которой и воспользовался УКС.

До сентября 2014 года «Удмуртские коммунальные системы» выставляли счета, как и полагается, в соответствии с распоряжением 38-р и для домов с приборами учета, и для домов без них. Как только 14 сентября прошли выборы Главы Удмуртской республики, УКС отмахнулся от понижающего коэффициента для домов, имеющих приборы учета (о них же не было упоминания в распоряжении правительства), сделал перерасчет с 1 января 2014 года и предъявил дополнительные счета за ГВС всем управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, с которыми работает напрямую.

«Мы не поверили своим глазам, - говорит член правления Ассоциации ТСЖ УР и председатель ТСЖ «Кирова-107» Александр Шерминский. - Подумали это шутка. Но оказалось нет. В УКСе нам сказали: «Мы действуем по постановлению РЭКа от 17 декабря 2013 года № 21/8, наши действия правомерны».

Возникает вопрос: почему дома с приборами учета, не были внесены в распоряжение 38-р сразу? Не для того ли, чтобы ТСЖ, имеющие счетчики, отдувались за дома без счетчиков? Кто везет, того и грузят! Прибыль прежде всего.

Долг, который запрашивает ресурсообеспечивающая компания не хилый. Рассказывает Нина Семеновна Князева, председатель правления ТСЖ «Наговицына-2»:

«УКС предъявил нам дополнительные счета на 112 тысяч рублей. Хотя у нас с ними есть акты сверки за первую половину 2014 года, подписанные и «Удмуртскими коммунальными системами» тоже, которые подтверждают, что они согласны с оплаченными суммами».

Сегодня в ассоциации даже не знают точно — сколько же все ТСЖ и УК вместе взятые в Сарапуле и Ижевске (деятельность УКСа распространяется только на эти города) должны доплатить за эту злополучную горячую воду. По одним сведениям это 48 миллионов, по другим — 108 миллионов.

Признать долг - значит распределить всю его сумму между собственниками жилья, что повлечет за собой рост платежа за горячую воду на 40-70%, от которого временно ушли в 2014 году. Поэтому в ассоциации ТСЖ решили не выставлять навязываемый долг своим жильцам. Они как платили, так и платят по-старому, как положено. А тем временем, некоторые УК поступили просто: вписали в платежки жителям новые суммы за поставленный в 2014 году ресурс.

ТСЖ хотят решить этот вопрос цивилизовано, не будоража жителей и не вынося проблему за пределы Удмуртии.

«В конце ноября 2014 года на общем собрании председателей товариществ собственников жилья мы написали открытое письмо в Правительство УР и в прокуратуру УР с просьбой урегулировать ситуацию с ГВС, - говорит Шерминский. - Под ним подписались 48 ТСЖ. В ответ пришли отписки. Два раза я поднимал этот вопрос в Общественной палате УР. Второй раз в присутствии Главы республики Александра Соловьева. И получил формальный ответ: «Мы этим озабочены не меньше, чем вы». Они были озабочены до 1 января 2015 года. Потом сказали: «Простите, 2014 год уже миновал, а на 2015 мы сделали однокомпонентный тариф. Видите, мы не сидели сложа руки, что-то да сделали». А долг, как был, так и остался. Главное, нам не дают никаких объяснений, нет информации, нет продвижения. Только министерство энергетики, ЖКХ и госрегулирования тарифов УР помогает нам избавиться от навязываемого УКСом долга».

Члены ассоциации решили обратиться за справедливостью в суд. В качестве третьих лиц в судебных процессах будут участвовать представители министерства.

«День.org» будет следить за развитием событий.