Диплом за прогулы. Директор института в Ижевске вынуждала ставить дочери-прогульщице хорошие оценки

Мария Вотякова

Иметь маму в руководстве факультета, где ты учишься, крайне выгодно. И перед преподавателями словечко замолвит, и оценки хорошие выпросит, и без стипендии не останешься. Всё было прекрасно, пока не появился принципиальный доцент кафедры, выступающий против всякого кумовства. Именно такая история произошла в Удмуртском государственном университете. В редакцию «День.org» обратился преподаватель Александр Пилин, отказавшийся мириться с использованием в личных целях своего положения директором Института искусств и дизайна Мариной Ботя.

Учеба мечты

Фото ©День.orgАлександр Пилин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Удмуртского государственного университета, оказался самым принципиальным преподавателем Института искусств и дизайна (ИииД). Именно его настойчивость, вероятнее всего, будет стоить ему работы. За годы своей практики он не раз сталкивался с чиновничьим беспределом, но последний случай вышел за рамки его терпения.

Студентка Александра Ботя вместе со своей группой попала на курс этого принципиального преподавателя лишь на предпоследнем году обучения. По словам Пилина, в девятом семестре она плохо посещала занятия и не прошла промежуточную аттестацию, сославшись на невозможность пересдачи в связи с отъездом, а в десятом семестре вообще не посетила ни одну пару, что, естественно, сложно сделать, находясь в Санкт-Петербурге. Тем не менее Александра смогла успешно перевестись на последний курс, получая при этом академическую стипендию.

Возникает вопрос: неужели столь легкая учеба без учебы, да еще и за деньги, ожидает каждого студента Удмуртского университета? Ответ простой: необходимо иметь родственника на руководящей должности. Директор ИИиД, а по совместительству мать Александры, Марина Ботя обладает действительно выдающимися организаторскими способностями. Обеспечить своему ребенку бесплатное образование, убедить преподавателей ставить ему только хорошие оценки, закрыть все задолженности и даже собрать отдельную комиссию для присуждения академической стипендии сможет далеко не каждый.

Чтобы перевести свою дочь на последний курс обучения, она отстранила неугодного Александра Пилина, преподавателя, читающего лекционный материал, от проведения экзамена, даже не поставив его в известность и тем самым нарушив порядок проведения аттестаций в УдГУ. Поставить оценку было поручено, видимо, более лояльному заведующему кафедрой Николаю Ворончихину, который ранее никогда не преподавал заявленную дисциплину, но с успехом справился с проставлением положительных оценок. Остальных преподавателей, за которыми Марина Ботя не успела уследить, заставили внести исправления в ведомости да еще и написать объяснительные записки.

В итоге дочь успешно переведена на последний курс, а чтобы учеба была еще приятнее, в обход положения о стипендиальном обеспечении собралась специальная комиссия о назначении студентке академической стипендии.

Вмешательство закона

Фото ©День.orgНе имея никакой возможности повлиять на ситуацию своими силами, Александр Пилин решил обратиться в прокуратуру Индустриального района Ижевска. В своем заявлении он подробно изложил текущее положение, ссылаясь на все документы, которые так легко обошла стороной директор института.

Несмотря на то что запуганные преподаватели отказались как-либо комментировать «День.org» ситуацию, избежать допросов прокуратуры им не удалось. В ходе ее проверки было установлено, что все доводы, обозначенные Александром Пилиным в заявлении, - чистая правда, включая наличие давления на преподавателей со стороны Марины Ботя, чтобы те закрыли пропуски и поставили хорошие оценки в ведомости ее дочери.

В ответном письме в прокуратуру директор ИИиД складно оправдывает свои действия, ссылаясь на несуществующие документы. Но то, что «зачет по ряду дисциплин проходит… без участия студента» и «…она (студентка Александра Ботя) не сочла необходимым искать преподавателя… и проставлять оценки по зачетам… в зачетную книжку», а просто оставила свою работу в ящике мифического рабочего стола, учитывая то, что преподаватели ИИиД не имеют личных столов на кафедре, окончательно выходит за рамки представления обычного человека о высшем образовании.

На основании проверки прокуратура отправила представление об устранении нарушения закона на имя ректора университета Галины Мерзляковой, которая в свою очередь лишь объявила выговор Марине Ботя за «ненадлежащий контроль за должностным исполнением обязанностей преподавателями и сотрудниками Института искусств и дизайна».

Вручение диплома

Несмотря на принятые меры, ситуация лишь усугубилась. Весь последний год студентка Александра Ботя прожила в Санкт-Петербурге, в то время как ее сокурсники проходили преддипломную практику, посещали консультации и отчитывались о проделанной работе. По их словам, за весь год она ни разу не появилась в стенах университета, приехав со своим проектом лишь на финальную преддипломную консультацию.

Руководителем практики и дипломного проекта Александры был назначен тот же Николай Ворончихин, который своевременно поставил ей все оценки и проценты выполнения работы.

«Вопрос в том, она ли делала этот проект, а может быть, он куплен. Мы не видели, мы не контролировали, не вмешивались, не давали советов, не исправляли ошибок, а дистанционного обучения при очной форме не существует», - комментируют ситуацию преподаватели.

На защите дипломных проектов Александр Пилин публично заявил о должностном преступлении и нарушениях устава УдГУ, что для комиссии полностью опровергло руководство кафедры дизайна. В итоге студентка Александра Ботя защитила выпускную квалификационную работу на оценку «хорошо».

Остается вопрос: какими еще мерами и действиями можно было добиться справедливости запуганному преподавательскому составу? Письмо в прокуратуру написано, представление об устранении нарушения закона доставлено ректору УдГУ, Марине Ботя объявлен выговор. Но дочь все равно спокойно «доучилась» и защитила диплом. Показательный урок для всех, во что сейчас превратилось наше образование.