Эконом по цене бизнес-класса. Почему из столицы Удмуртии пассажиры летают в Москву, как за границу?

Жанна Ситникова

Авиаперелеты из Ижевска в Москву - самые дорогие среди аналогичных по дальности и времени в пути. Иногда эта разница весьма ощутима - в несколько тысяч рублей. Мы попытались разобраться, почему большинство жителей Удмуртии не могут позволить себе авиаперелет Ижевск - Москва.

фото: izhevskinfo.ruНедоступная доступность

Простой сравнительный анализ: похожие по дальности перелета дневные рейсы Ижевск - Москва, Уфа - Москва, Пермь - Москва, эконом-класс, время в пути практически одинаковое - около двух часов, дата вылета - 25 мая. И цены: билет из столицы Башкортостана в Первопрестольную стоит 5950 рублей, из Перми - 6900 рублей, из Ижевска - 9050 рублей. Такова цена на рейсы авиакомпании «Ижавиа» , еще один перевозчик - «РусЛайн» - оценивает перелет в столицу страны из Ижевска в 13 100 рублей.

«Авиакомпания «РусЛайн» предлагает широкую тарифную сетку для пассажиров, в которую включены все сборы перевозчика, - от 6200 до 18 185 рублей. Цена билета зависит от применяемого тарифа и даты покупки», - коротко ответили в пресс-службе авиакомпании на вопрос о цене билета.

фото: biome.ru«Тарифы на рейс по маршруту Ижевск - Москва установлены ОАО «Ижавиа» в диапазоне от 3950 до 13 000 рублей в эконом-классе с различной квотой мест и различными сроками действия обязательства по перевозке», - сообщили в «Ижавиа».

Тарифная сетка, действительно, широкая, и ее нижняя граница выглядит вполне доступной, но на деле доступных по цене билетов практически нет. Чтобы улететь в Москву из Ижевска по билету за приемлемую цену, купить его нужно месяца за два до даты вылета. А если дела срочные и попасть в Первопрестольную нужно в кратчайшие сроки, платить придется не менее 9000 рублей.

Сложные формулы ценообразования

Как нам сообщили в «Ижавиа», цена билета на перелет формируется из многих составляющих: авиакеросин, сборы за эксплуатацию и содержание воздушных судов (аэропортовое, наземное, техническое обслуживание и ремонт самолетов и их аренда), метеообеспечение и аэронавигационное обеспечение по трассе, затраты на содержание экипажей (заработная плата, страховка, повышение квалификации, врачебно-летная экспертная комиссия), страховка самолетов, агентское обслуживание авиаперевозок. Если коротко, то стоимость билета - это тариф, различные сборы и интерес продавца. При этом аэропорт «Ижевск» и авиакомпания «Ижавиа» - это фактически одно предприятие.

Еще один немаловажный момент - чем больше рейсов, тем ниже их себестоимость. Если сравнить по этой позиции авиакомпании «РусЛайн», у которой в среднем по одному рейсу в день, и «Ижавиа», которая осуществляет 65% авиаперевозок из Ижевска, то напрашивается вывод: либо количество рейсов никак не влияет на себестоимость полетов удмуртского авиаперевозчика, либо в ижевском аэропорту слишком большие сборы, либо интерес продавца слишком явный.

В УФАС разберутся

Депутат Госсовета Удмуртии Андрей Шутов обратился в УФАС по Удмуртской Республике с просьбой «проверить обоснованность установления ОАО «Ижавиа» тарифов на авиабилеты, в том числе по маршруту Ижевск - Москва, и в случае выявления злоупотребления доминирующим ОАО «Ижавиа» положением принять меры по устранению нарушения ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и защите ценовой доступности авиабилетов». Обращение депутата принято на рассмотрение.

«Пассажир голосует билетами – эта истина известна всем, кто трудится в авиации, - заявил фото: aifudm.netгенеральный директор ОАО «Ижавиа» в интервью корреспонденту одного из удмуртских СМИ в начале этого года. - Сегодня рейсы «Ижавиа» загружены «под завязку», особенно московское и питерское направления. Количество пассажиров увеличилось в два раза. Так, если в 2011 году мы перевезли 168 тысяч пассажиров, то уже в 2014 году - почти 328 тысяч пассажиров. То есть темп роста составил 195 процентов. 200-тысячного пассажира последний раз перевозили в 1998 году, а о ежегодно перевезенном 300-тысячном сведений не сохранилось вовсе».

Тем временем только за последние два месяца было отменено несколько рейсов в Москву, в апреле и мае - в Санкт-Петербург, сообщается на официальном сайте компании. Причины отмены этих рейсов не раскрываются. Также отказались от полетов в Екатеринбург и Белгород, здесь причина указана - низкий пассажиропоток.

На наш вопрос о причине большой разницы в цене на полеты в Москву из Ижевска, Перми и Уфы генеральный директор ОАО «Ижавиа» ответил следующее:

фото: glazovmedia.ru«Для осуществления объективного сравнения стоимости авиабилетов требуется сравнивать сопоставимые типы воздушных судов и условия перевозки. Основным типом воздушного судна, эксплуатируемым ОАО «Ижавиа», является Як-42. Рейсы по маршрутам Пермь - Москва, Уфа - Москва, возможно, выполняются на воздушных судах других типов, которые имеют более экономичный расход авиатоплива и большую пассажировместимость, что существенно может повлиять на стоимость авиабилета. Кроме того, необходимо учитывать, являются ли данные перевозки субсидируемыми или софинансируемыми из федерального или регионального бюджетов, компенсируются ли частично затраты на выполнение рейсов. Также необходимо учитывать условия применения тарифов, например, авиакомпанией может не предоставляться скидка для детей или тариф может являться невозвратным либо могут быть другие ограничения по тарифу. Помимо прочего, авиакомпания может дополнительно к тарифу взимать топливный, агентский и прочие сборы, которые приводят к изменению стоимости авиаперевозки».

Из Уфы и Перми в Москву, действительно, летают на других самолетах. Не исключено, что они менее затратные в обслуживании, чем старенькие ЯКи. Но ведь пассажир голосует рублем, значит, нужно что-то менять, и менять кардинально.