Парк пермского периода. «Удмуртавтотранс» намерен запустить свои автобусные маршруты в Перми

Михаил Красильников

Предприятие «Удмуртавтотранс» намерено выходить на рынки автобусных перевозок в соседние регионы. Перевозчик принял участие в конкурсе на маршруты городского транспорта в Перми. Первый блин оказался комом, однако останавливаться на этом компания не собирается, вот только местные перевозчики сильно сомневаются, что ижевское предприятие сможет сколько-нибудь заработать.

Фото ©День.orgИжевское предприятие «Удмуртавтотранс» претендует на автобусные маршруты в Перми. Несколько недель назад компания, которая в Удмуртии специализируется на междугородних и пригородных перевозках, подала заявку на участие в конкурсе на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по Перми. Речь идет о маршрутах № 10 «Микрорайон Владимирский – ЦУМ – Микрорайон Нагорный» и № 13 «Площадь Дружбы – Микрорайон Нагорный». Однако войти в список участников конкурса перевозчику из Удмуртии не удалось. Он подал жалобу в Пермское управление Федеральной антимонопольной службы на действия департамента дорог и транспорта администрации Перми, а также конкурсной комиссии, однако удовлетворена она не была.

Как рассказали «День.org» представители местных компаний, работающих на рынке пассажирских перевозок по городу, они были сильно удивлены, когда узнали, что предприятие из другого региона решило попытать счастье в конкурсе. Такое на их памяти произошло впервые.

На предприятии «Удмуртавтотранс» подтвердили, что документы на участие в конкурсе они подавали, однако отказано им было из-за причин, связанных с правильностью оформления заявки. Собеседник «День.org» добавил, что предприятие и дальше планирует участвовать в конкурсах на автобусные маршруты в Перми, так как обладает достаточным автопарком для этого, который сейчас недозагружен.

По словам директора одного из пермских перевозчиков - ООО «Техстрой-Авто» - Сергея Жуланова, в настоящее время автобусные маршруты по городу обслуживают 75 компаний, хотя несколько лет назад их число доходило до 127. У некоторых из них по два-три маршрута. Рентабельность бизнеса достаточно низкая.

На рынке автобусных перевозок в Перми представлено 75 компаний. Фото: gorodperm.ru«Для нас было большим сюрпризом, что перевозчик из другого региона решил принять участие в нашем конкурсе, - говорит Сергей Жуланов. - Дело в том, что в Перми один из самых низких тарифов по оплате проезда в общественном транспорте - 16 рублей. Кроме того, у нас город вытянут вдоль Камы. При рекомендованной норме по протяженности маршрута в 12 км она не соблюдается из-за такой особенности в 80% случаев. Затраты очень высокие. Власти не имеют четкой картины, которая бы показывала реальные условия работы перевозчиков, так как в Перми нет муниципальной автобусной компании».

Еще одной проблемой в этой сфере является неурегулированность вопроса с компенсацией за обслуживание льготников из городского бюджета. Из-за большого количества перевозчиков и отсутствия порядка в распределении средств компенсацию они получают неравномерно.
«Маршруты разыгрываются на конкурсе на пять лет, - поясняет директор другого предприятия, занимающегося автобусными перевозками по Перми, - ООО «Союзтранс» - Эдуард Стрелец. - По сути, участвуют в конкурсах в первую очередь предприятия, которые имеют собственный парк. Кредитные автобусы за такой срок не окупятся, а после его окончания предприятие может запросто лишиться маршрутов».

«Насколько я знаю, «Удмуртавтотранс» не смог пробиться на конкурс по формальной причине, - рассказывает Сергей Жуланов. - Они допустили какую-то ошибку в документах. Мы на этих конкурсах уже собаку съели. В последние годы предприятия соревнуются не в условиях, которые они могут предложить пассажирам, а в правильности оформления заявки и всех сопутствующих документов».

Убыточность пассажирских перевозок в Перми приводит к тому, что с каждым годом предприятий, занимающихся этим направлением, становится всё меньше. «Многие держатся за счет дополнительных бизнесов, каких-то побочных услуг, чтобы сохранять хоть какую-то прибыльность перевозок. Если предприятие из Удмуртии готово к таким условиям работы, то могу сказать разве что одно - Бог в помощь», - говорит с нескрываемой иронией в голосе Сергей Жуланов.

Помимо пригородных и междугородних маршрутов «Удмуртавтотранс» обслуживает и городские в ряде населенных пунктов республики. Так, предприятие осуществляет львиную долю перевозок автобусами по Воткинску (16 маршрутов), Глазову (9 маршрутов), Игре (3 маршрута), Можге (10 маршрутов), Уве (11 маршрутов) и Сарапулу (5 маршрутов). В целом более 240 городских, пригородных и междугородних маршрутов регулярного сообщения, при этом ежедневно перевозится более 110 тысяч пассажиров. Автопарк состоит из более 360 автобусов.

В 2014 году «Удмуртавтотранс» реализовал проект перехода транспорта на компримированный природный газ – автопарк предприятия пополнился 117 новыми газовыми автобусами. Перевезя 40 млн пассажиров, «Удмуртавтотранс» вышел на рекордную для компании выручку – 1 млрд 11 млн рублей.

Очевидно, что у «Удмуртавтотранса» есть далекоидущие планы по освоению рынка автобусных перевозок в Перми, нежели просто получение пары маршрутов. В перспективе, зайдя на рынок, компания может начать перекупать местных мелких перевозчиков, чтобы увеличить свою долю и, соответственно, повысить рентабельность работы в ином регионе.
Собственником «Удмуртавтотранса» является ООО «Региональная транспортная компания», принадлежащее известному бизнесмену Виктору Хорошвцеву. Эта же компания владеет 100% акций другого крупнейшего автоперевозчика - ИПОПАТ, который работает в основном в Ижевске и занимает здесь доминирующее положение.

С недавнего времени "Автовокзалы Удмуртии" принадлежат тому же собственнику, что "Удмуртавтотранс" и ИПОПАТ. Фото ©День.orgС 18 мая «Региональной транспортной компании» перешли 100% акций ОАО «Автовокзалы Удмуртии», чьим собственником до недавнего времени было ООО «ЦентрТрансСервис», зарегистрированное в Москве.

Таким образом, «Региональная транспортная компания» консолидировала крупнейшие активы в сфере автобусных городских, пригородных и междугородних перевозок в Удмуртии, а также автовокзалы и сопутствующую инфраструктуру. Подобный крупный конгломерат теперь вполне сможет обеспечить для себя возможность выходить на рынки перевозок в другие регионы, закрывая менее выгодные местные маршруты в Удмуртии и перебрасывая освободившиеся транспортные единицы на более перспективные направления.